Рособрнадзор недоволен качеством знаний студентов вузов

29.12.2017

Глава ведомства Сергей Кравцов 24 декабря огласил итоги мониторинга качества высшего образования. Результаты проверки далеки от удовлетворительных: познания теории по специальности почти у 70 % студентов старших курсов стремятся к нулю – именно столько учащихся вузов откровенно завалил тестирование, а с практикой не справилось 94 % старшекурсников.

В 2017 году по уровню начального образования Россия заняла первое место в мире. Ссузы регулярно выходят на неплохие позиции в авторитетных интернациональных исследованиях образовательного рынка. Объективно судить о качестве высшего образования в стране в сравнении с общемировым сложно: в международных рейтингах участвует небольшое количество ведущих российских университетов. Внутри РФ главным показателем добротности знаний, полученных в стенах вуза, считается трудоустроенность его выпускников. Но никто не принимает во внимание, с какой заработной платой и куда пошил работать молодые специалисты.  

Сергей Кравцов обратил внимание на то, что в последние годы Рособрнадзор безжалостно закрывает конторы с вывесками вузов, которые, скорее, раздают дипломы, чем учат. Но замминистра также признал, что в оставшихся организациях ВПО в большинстве случаев все-таки «учат безобразно», а в России есть не больше пяти-шести университетов и институтов, в которых на сессиях не берут взяток.

Победить «экзаменационную» коррупцию ведомство предлагает двухступенчатой системой контроля, при которой проверка знаний студентов должна проводиться по окончании второго курса и перед вручением дипломов.

В тестовом режиме инспекции уже проводились. Итоги проверок подготовленности второкурсников, мягко говоря, оставляют желать лучшего: уровень освоения вузовских программ, по словам Кравцова, «между тройкой с минусом и тройкой с плюсом». Даже формальные отличники знаниями при проверках не блистали. Руководители вузов такое положение дел чаще всего объясняли тем, что хороший специалист не обязан знать все подряд: к примеру, забивать мозги уголовным правом будущему юристу, специализирующемуся на гражданском, не к чему.

Получив такие результаты, Рособрнадзор проверил знания вузовских преподавателей. Но и тут не без проблем, отметил глава ведомства, а председатель общественного совета федеральной службы Игорь Реморенко сказал, что в сельскохозяйственных академиях не могут сказать «что куда сажают».

Причина такой плачевной ситуации – оторванность высших учебных заведений от производства. В 30-х годах вузы прикрепили к определенным отраслям, создав привязку к технологической базе, а в 90-х эта система была разрушена, и этой связи больше нет.

Рособрнадзор организовал эксперимент, в ходе которого старшекурсники ведущих и престижных московских вузов сдавали экзамены на профильных предприятиях по заданиям, которые потенциальные работодатели разрабатывали самостоятельно с учетом требований к молодым специалистам. Только 102 из 345 участников исследования справились с теоретической частью, с практикой дела обстояли намного хуже: с ней совладали 19 человек – это всего 5,5 % студентов, которые вот-вот получат диплом и выйдут на работу.

Выход из положения, по мнению главы Рособрнадзора, в усилении контроля вузовского образовательного процесса. Для этого второкурсников должны экзаменовать независимые эксперты. В качестве эффективности такой меры Кравцов привел пример ситуации с результатами ЕГЭ по русскому языку на Кавказе. Три года назад тестирование по великому и могучему выпускники школ из этого региона проходили со средним баллом 72 – выше, чем в столице. После проверок среднестатистический показатель упал до 36.  

К слову

Ректор МГУ постоянно призывает отказаться от Болонской системы и больше не делить студентов вузов на бакалавров, а президент Ассоциации дистанционного образования Кирилл Дроздовский считает, что переход на западные стандарты для большинства российских вузов произошел по упрощенной схеме. Они отбросили два последних года пяти- и шестилетнего обучения и получили бакалавриат, совершенно не учитывая, что на начальных курсах в российских вузах изучают теорию, а на последних – практику. Вот и вышло, что из вузов выпускаются бакалавры, толком не освоившие специальность и не годные к практической работе.  

Источник: mirnov.ru

Читайте далее

Обсуждение новости