Дистанционная учёба: не всё гладко

12.04.2020

Тотальный переход школ и вузов в онлайн стал настоящим вызовом системе образования. Она то и дело дает сбои, а сообразительное поколение Z уже придумало кучу способов, как не делать домашние задания и получать отличные оценки, и не стесняясь, делится лайфхаками в Сети.

Что не так

Сильнее всего лихорадит школы. Самая большая проблема – отсутствие стопроцентного покрытия территории страны интернетом – хоть каким-нибудь, не говоря уже о высокоскоростном. Минпросвещения сообщило, что 94 % школ перешли на дистанционку, но не уточнило, что не все они пользуются для этого интернетом.

Институт образования ВШЭ собрал факты о состоянии дел с удаленной учебой в школах и внес ясность:

  • доступ к широкополосному интернету есть у 75 % семей;
  • в сельской местности интернета нет у каждой третьей семьи;
  • основное средство интернет-связи, которым располагают школьники, – смартфон, но для выполнения почти всех школьных заданий он не годится;
  • цифровая грамотность каждого третьего учителя оставляет желать лучшего, а 15 % педагогов говорят о том, что остро нуждаются в диджитал-«ликбезе»;
  • достаточная скорость выхода в интернет (30 Мбит/сек) есть у 21,7 % российских школ; 40 % – работают на скорости не выше 2 Мбит/сек. Еще 12 процентам школ надо два дня, чтобы загрузить одно видео из интернета.   

В Оренбургской области 4 % населения живет в селах, в которых нет не только интернета, но и сотовой связи. Но учителя Оренбуржья нашли выход из положения даже в такой ситуации: в Новосергиевском районе они общаются с учениками по обычному телефону, а если и эта роскошь недоступна, то составляют домашние задания и разносят их по почтовым ящикам учеников. Используют сельские учителя и еще один способ – связь через дежурные столы в школах. Их устанавливают на входе, педагоги оставляют на них задания, родители забирают «послания», потом туда же приносят выполненные работы.  

Еще школьников Оренбуржья, живущих в деревнях, отрезанных от продвинутых современных коммуникаций, очень выручают телеуроки, которые транслирует канал «ОРТ Планета».

Но даже там, где с интернетом все в порядке, тоже без проблем не обходится. Онлайновые платформы, рекомендованные Минпросвещения для организации дистанционного обучения, не выдерживают экстремального наплыва посетителей и банально зависают. Все регионы жалуются на серьезные сбои в работе самых популярных РЭШ и МЭШ, «Учи.ру», «ЯКласса». Барахлят электронные журналы («БАРС», «Виртуальная школа», «Дневник.Ру», «Сетевой город» и др.) В дополнение к этому на онлайн-платформах то и дело случаются технические или программные сбои. Например, в тестах системы не засчитывают правильные ответы, выставляя двойки за абсолютно верно решенные задачи, если ученик не в том месте сделал пробел или не поставил точку после сокращения.

Случаются и вовсе настоящие эпик фейлы. В Калуге параллель пятиклассников (это примерно 90 учеников) лицея № 36 на уроке ОПК (основ православной культуры) приобщилась в духовному, посмотрев «видео жесткого порнографического содержания» (цитата из сообщения в фейсбуке мамы одного из учеников). Фильм для взрослых внезапно прервал урок, который проводился на платформе Zoom. В комментариях к сообщению разгневанной мамы региональный министр цифрового развития посоветовал изменить настройки безопасности и предложил использовать для занятий другие, более безопасные ресурсы, разместив ссылки на них.

Кто как рыба в воде

К новым форс-мажорным условиям все адаптируются по-разному. В нынешней непростой ситуации есть немало тех, кто считает, что выиграл джек-пот. Это десятки, сотни тысяч учеников, тех самых центениалов – детей поколения Z, родившегося в эпоху интернета. Они даже не представляют, что такое жизнь без гаджетов, и расстаются с планшетами и смартфонами, только когда спят. А когда бодрствуют, на каждом шагу пользуются приложениями с такой же естественностью, как и дышат. Мир поколения Z не делится на виртуальный и реальный, их жизнь легко и незаметно для них самих перетекает на экран смартфона или планшета и обратно.

Неудивительно, что, как только школу вынудили уйти в онлайн, центениалы постарше быстро нашли способы облегчить себе жизнь и увильнуть от выполнения домашних заданий и даже присутствия на видеоконференциях онлайн-уроков. «Ноу-хау» они щедро делятся в соцсетях. Н. Озорнина, стажер Центра исследований детства НИУ ВШЭ, просмотрела посты в TikTok и сделала подборку «лайфхаков» для школьного академического мошенничества.

В топ вошли:

  • имитация зависания – симуляция технических сбоев во время онлайн-уроков: отрывистое проговаривание слов, паузы и т. д.;
  • «иллюзион» с письменными домашними заданиями – обман с помощью редакторов изображений:
    • снимок решения из ГЗД накладывается на фото тетрадного листа, совмещается с ним, белый фон подчищается фильтрами;
    • печатный текст преобразуется рукописными шрифтами, накладывается на фото тетрадки;
  • второй экран – шпаргалка для устных ответов: так можно не учить наизусть стихи; во время онлайн-урока учитель в лучшем случае видит только лицо ученика, а то, что у него на мониторе открыт второй экран с текстом басни или рядом висит обычная бумажная шпаргалка, педагог никак не заметит;
  • «аватар на уроке» – замена личного присутствия записью; этот способ работает на Zoom – на этой платформе можно выбрать виртуальный фон онлайн-трансляции. Школьник записывает видео, на котором он весь внимание, даже время от времени делает какие-то заметки в тетради, ставит его вместо фона и отправляется по своим делам. Учитель воспринимает запись как живую трансляцию;
  • «вредные советы» – школьники прекрасно понимают, что разбираются в технике куда лучше учителей, и когда педагог во время урока просит подсказать, как работать с программой, могут дать заведомо «провальные рекомендации». В результате «Марь Иванна вышла из чата» – у учителя всё зависает всерьез и надолго.

При этом явно прослеживаются гендерные предпочтения способов мошенничества: девочки чаще используют «фокусы» с редакторами для письменных заданий, мальчики – манипуляции с «зависанием» и технические розыгрыши учителей.   

Словом, непросто сейчас всем, но, пожалуй, сложнее всего в этом краш-тесте, который нынешней весной проходит система образования, приходится учителям. Нагрузки на них запредельные, и они в буквальном смысле на своих плечах вытягивают к окончанию учебного года неповоротливую буксующую машину школьного обучения.

По материалам «РГ»

Читайте далее

Обсуждение новости