Как победить математическую тревожность перед ЕГЭ

29.04.2019

До ЕГЭ по математике остался всего месяц, и многие выпускники уже начинают паниковать. И совершенно зря: спокойствие – лучший помощник в решении задач любой сложности. Как взять себя в руки и вооружиться хладнокровием, рассказали ученые.

Термин «математическая тревожность» появился не с введением ЕГЭ – его предложили еще в середине ХХ века американские психологи Льюис Айкен и Ральф Дрегер, исследовавшие эмоциональные затруднения, возникавшие у студентов при решении математических задач. Интерес заокеанских ученых к этой теме возник не на пустом месте: по статистике, две трети совершеннолетних американцев ненавидит математику. Взрослые россияне к царице наук более лояльны, но у многих школьников этот предмет вызывает, мягко говоря, душевный трепет. Ученые полагают, что математическая тревожность формируется к 4–5 классу, а ее пик приходится на 9–10 классы.

Профессор Московского психолого-педагогического университета Виктор Гуружапов рассказал, из чего складывается математическая тревожность:

«Это страх оценки, тревога при изучении математики, страх перед решением задач, страх перед учителем математики».

Психологи МГППУ дали выпускникам 4 простых совета, которые помогут справиться с волнением на ЕГЭ по математике:

  1. Не спешите побыстрее закончить работу. Ограничение времени на выполнение заданий всегда повышает тревожность, помните об этом и не поддавайтесь панике. В крайнем случае успокойте себя ложью во благо, мысленно повторяя, что будете писать столько, сколько потребуется для решения всех заданий. Это намного лучше, чем в холодном поту, задыхаясь от страха, делать ошибки во всех заданиях, даже простейших.
  2. Контролируйте, не подверглись ли вы эффекту избегания математических задач.  Если вдруг стало все равно, что и как вы пишете в ответе, лишь бы побыстрее весь этот кошмар закончился – налицо этот эффект по всей красе. Пропустите непокорную задачу, попейте водички, заставьте себя успокоиться и переходите к следующему заданию. К нерешенному номеру еще успеете вернуться.
  3. Если все-таки к началу экзамена не получилось справиться с волнением, начтите с тех заданий, решение которых требует рассуждений, по которым педагоги смогут оценить не только итоговый однозначный ответ, но и весь ход решения. Психологи выяснили, что задания с однозначным ответом вызывают у учеников большую тревогу.
  4. Постарайтесь овладеть простейшими приемами самоконтроля. Делайте перед экзаменом заметки, зарисовки, излагая в них свои тревоги, проговаривайте вслух свои чувства и, в конце концов, дайте себе право на ошибку – вероятнее всего, вы ее не допустите.

Научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики Психологического института Российской академии образования Илья Захаров:

«В данный момент мы однозначно подтвердили связь между рабочей памятью и математической тревожностью. Американские коллеги показали взаимосвязь математической тревожности и мотивации. То есть здесь работает известный психологический закон Йеркса – Додсона: его суть в том, что наилучшие результаты достигаются при средней интенсивности мотивации. Есть граница, за которой дальнейшее усиление мотивации приводит к ухудшению показателей. Если построить график зависимости результатов от мотивации и тревожности, мы увидим, что наибольший успех достигается не при самой высокой мотивации и – внимание! – не при нулевой тревожности. Это как в спорте: некоторая тревожность позволяет добиваться высоких показателей. Так что она может быть полезной, в разумных пределах, конечно».

Словом, впадать в состояние умиротворенного Будды, возвысившегося над всем бренным, не стоит. Но и решать и плакать тоже не вариант. Как обычно, безошибочно найденная золотая середина – идеальный выход.  

РГ

Читайте далее

Обсуждение новости