Не все изменения в образовании одинаково полезны

23.03.2019

Эксперты Института образования НИУ ВШЭ проанализировали доклад Организации экономического сотрудничества и развития об изменениях, которые произошли в сфере образования 53 стран мира за последние 10 лет, в том числе и в школах России.

По общему количеству инноваций Россия заняла третье место в рейтинге после Словении и Канады. Также в докладе отмечено, что российская школа активно наращивает свои ресурсы, а по обеспеченности школ библиотеками вышла на первое место в мире со 100-процентным показателем. На высоком уровне и доступ к школьным компьютерам – 94 %.

Диана Королева, директор Центра изучения инноваций в образовании, подчеркнула, что эти цифры с интересом обсуждались в Париже на презентации доклада, так как Россия не укладывается в общемировой тренд уменьшения школьных ресурсов. Но, как отмечает глава центра, есть одно существенное «но»: эксперты Института образования предполагают, что количество не заменяет качества этих ресурсов.

Школьные библиотеки в российских школах – это преимущественно места хранения и выдачи учебников и художественной литературы, в то время как во всем мире они превращаются в креативные пространства. Не столь радужна ситуация и с компьютерами. Если в школах Европы они имеют ограниченный срок службы и довольно быстро списываются как устаревшие, то в средних общеобразовательных заведениях России нередко используют очень старую технику.

Обогнала Россия весь мир и по количеству домашних заданий – они задаются в 98 % случаев, а во многих странах, данные о которых приведены в докладе ОЭСР, это показатель на уровне 8 %.

Эксперты ОЭСР полагают, что домашние задания – это морально устаревшая практика, но и она может быть эффективной, если на уроках обсуждать и исправлять ошибки в выполненных заданиях, а также предлагать школьникам устраивать взаимные проверки заданий. Диана Королева сказала, что обсуждать домашнюю работу в российских школах стали чаще, но с взаимными проверками и самостоятельными исправлениями мы отстаем.

Кроме того, в докладе констатируется, что в наших школах становится больше зубрежки. По этому показателю нам тоже нет равных. Хотя Диана Королева уточнила, что «практики запоминания» (так вежливо в исследовании называется зазубривание) в понимании авторов доклада – это не только механическое регулярное заучивание, в котором они не видят ничего плохого, но и постоянное системное применение знаний на практике. А это уже плюс.

Зато за последние 10 лет российские школьники крепко подружились с компьютером – для поиска информации по всем предметам его стали использовать намного чаще, у младшеклассников этот показатель вырос с 10 до 75 %.  

Кстати

21 марта во время встречи с учителями - получателями грантов МЭШ (Московской электроной школы) мэр столицы Сергей Собянин в целях снижения нагрузки на педагогов предложил заменить домашние задания электронными тестами.

 

Новости НИУ ВШЭ

Читайте далее

Обсуждение новости