Деление высшего образования на бакалавриат и магистратуру могут отменить

22.12.2019

В Госдуме намерены обсудить целесообразность деления высшего образования на два уровня – бакалавриат и магистратуру.

На заседании президиума Совета законодателей вице-спикер ГД Ирина Яровая предложила изучить вопрос о необходимости разделения высшего образования на бакалавриат и магистратуру. Парламентарий считает неестественным такую градацию и назвала ее «миной замедленного действия». Кроме того, диспропорцию в распределении бюджетных мест в вузах для бакалавров и магистров (в 2020–2021 гг. выделено 312 тыс. и 116 тыс. мест соответственно) Яровая считает «понуждением к платному образованию».

В ноябре этого года на заседании Совета по русскому языку вопрос о необходимости делить процесс обучения в вузах на две ступени поднял Владимир Путин. Сомнения президента касались эффективности двухступенчатой схемы подготовки учителей русского языка (сейчас выпускники бакалавриата могут читать свой предмет только в основной школе – до 9 класса включительно, обладатели дипломов магистра получают часы в старшей школе). Вместе с тем глава государства допускает, что для ряда технических специальностей двухуровневая система подготовки, возможно, и оправданна и отмечает, что у него нет окончательного мнения по этому вопросу.

Министр просвещения Ольга Васильева тоже ратует за необходимость возвращения специалитета для подготовки учителей всех предметов, а не только русского языка.

Еще на этапе обсуждения введения Болонской системы в ее целесообразности в реалиях российского высшего образования сомневался ректор МГУ Виктор Садовничий. Позже академик назвал переход на бакалавриат и магистратуру ошибкой и предложил вернуть в вузы пятилетнее обучение. Этого мнения Садовничий придерживается и до сих пор.  

Тем не менее министр высшего образования и науки Михаил Котюков считает деление на бакалавриат и магистратуру рациональным и полагает, что цифровизация высшего образования обеспечивает бакалавров достаточным уровнем знаний для работы в школе. В защиту Болонской системы высказался и Михаил Осадчий, проректор по науке Института русского языка им. А. С. Пушкина. В эфире телеканала «360°» он сказал, что главная претензия состоит в том, что за 4 года бакалавриата просто не успевают должным образом подготовить русистов. Причина такого положения дел кроется в неэффективности учебных планов, следовательно, проблема состоит не в разделении на два уровня, и ситуация поправима: если хорошо спланировать учебный процесс, то четырех лет будет достаточно, чтобы подготовить квалифицированного работника. В заключение Осадчий добавил, что инициатива дискуссионна, это только предложение, и в любом случае окончательное решение будет принимать Минобрнауки, и в ближайшее время реформы образования не предвидится.

По материалам INTERFAX.RU

Читайте далее

Обсуждение новости