Самоанализ деятельности педагога дополнительного образования

Требования к качеству и организации учебы в учреждениях ДО детей усложняются день ото дня. Высокий уровень обучения напрямую зависит от компетенции ключевого субъекта в образовательной системе - педагога.

Специфическая работа преподавателей ДО позволяет создать не только творческую и развивающую, но и высокопрофессиональную атмосферу на занятиях, что оказывает положительное влияние на качество работы всего образовательного учреждения.

Зачем анализировать работу педагога

Педагоги дополнительного образования на собранииПрофессиональный рост любого преподавателя невозможен без умения непредвзято рассматривать собственную работу и правильно воспринимать анализ своей деятельности, проведенный коллегами или даже обучающимися.

Самоанализ деятельности педагога дополнительного образования - это эффективный инструмент обнаружения недостатков в своей работе и выработки необходимой стратегии исправления ошибок. Правильно проведенный автоанализ послужит стимулом к улучшению результативности практики и росту профессионализма.

Особую важность проблема самоанализа педагогической деятельности приобретает на фоне недостаточного методического обеспечения процесса ДО при одновременном повышении требований к качеству образовательных услуг.

Основные функции

Анализ работы педагога дополнительного образования имеет следующие назначения:

  • диагностическое;
  • познавательное;
  • преобразующее;
  • самообразовательное.

Комплексное рассмотрение позволяет педагогу ДО выработать стратегию усовершенствования деятельности, а администрации образовательного учреждения - объективно оценить уровень мастерства учителя. Поэтому владеть приемами анализа необходимо как преподавателям, так и руководству организации.

Схема аналитического процесса

Педагог дополнительного образования проводит анализ своей работыСамоанализ педагога дополнительного образования должен охватывать следующие важные моменты:

  • Организационную сторону подготовки к занятию. Этот компонент включает в себя пунктуальность педагога, наличие плана, необходимого методического и материального обеспечения (пособий, намеченного к использованию оборудования), санитарное состояние помещения и готовность к урокам учеников.
  • Содержание. Принимается во внимание не только насыщенность преподносимого материала и его соответствие цели урока, но и грамотность педагога, использование дополнительных информационных ресурсов и различных методов стимулирования учеников. По содержанию ответов учащихся определяется уровень их знаний, владение грамотной речью, заинтересованность в предмете.
  • Воспитательную сторону. Важно обратить внимание, стремится ли педагог связывать преподносимый материал и методы проведения уроков с нравственной стороной жизни: обращает ли внимание учеников на необходимость взаимопомощи и честности, поощряет ли стремление к хорошей дисциплине на занятиях и общей культуре поведения, является ли в этом для них примером.
  • Методический компонент. Изучаются и анализируются способы и приемы, задействованные педагогом в течение урока, например, как объясняется материал и проводится опрос, эффективно ли используются наглядные пособия и технические средства, качество практических работ, способы закрепления полученных знаний, ведение учащимися тетрадей.
  • Манеру поведения педагога. Этот критерий позволяет оценить степень уверенности и заинтересованности преподавателя в своем предмете, его взаимоотношения с учащимися и их доверие друг к другу, тактичность, авторитетность и владение мастерством педагогического и воспитательного влияния на учеников.

Результаты наблюдения заносятся в оценочный лист педагога дополнительного образования, полученная информация анализируется, а затем формулируются замечания и рекомендации.

При комплексном подходе анализ каждого критерия позволит дать объективную оценку деятельности педагога и подготовить обоснованные советы по дальнейшему улучшению работы.

Анализ собственной педагогической деятельности

Те же критерии являются главным ориентиром и для самостоятельного анализа педагогом дополнительного образования своей работы. При его проведении надо обдумать и принять во внимание следующие факторы:

  • насколько удалось передать учащимся место и важность урока в общем предметном курсе;
  • достигнуты ли поставленные цели, если нет, то в чем причина неудачи;
  • использован ли весь необходимый объем материала;
  • степень усвоения учениками материала;
  • собственная оценка эффективности примененных на занятии методов и приемов;
  • организация работы учащихся, степень их заинтересованности и активности;
  • объективно ли оценивалась работа учеников;
  • какой была атмосфера на занятии с психологической точки зрения.

Эти вопросы анализа занятий помогут увидеть педагогам дополнительного образования аспекты, которые нуждаются в коррекции и улучшении. Принятые меры послужат не только росту компетенции и профессионализма преподавателя, но и повышению качества обучения в такой специфической и очень нужной сфере, как дополнительное образование.