Синергия: над шапкой

Дополнительное образование в школе

Современное дополнительное образование в школе - это особое явление с ярко выраженными педагогическими качествами, нехарактерными для основной учебы.

Преподаватель со школьницей на уроке дополнительного образованияОсобенности школьного ДО:

  • личностное ориентирование;
  • профильность;
  • жизненная направленность;
  • функциональность;
  • мобильность;
  • многоуровневость;
  • широкий выбор форм и методов учительской деятельности;
  • индивидуализация методик;
  • реализация воспитательного направления через активизацию деятельности учеников.

В чем суть

Образовательная программа для школьного коллектива - документ, в котором отражена концепция, выстроенная в соответствии с поставленными целями и реальными условиями преподавательской работы. В ней изложены методы и стадии достижения заявленных задач, обозначены предполагаемые результаты.

Программа ДО должна обладать следующими качествами:

  • актуальностью - ориентироваться на удовлетворение насущных потребностей;
  • рациональностью - определять цели и варианты получения максимально ценного практического результата;
  • контролируемостью - иметь возможность проверки достижений;
  • реалистичностью - обладать четким денежным, кадровым и временным обоснованием;
  • чувствительностью к отказам - свойством, позволяющим отслеживать отклонения от запланированных промежуточных и конечных итогов.

Программа дополнительного образования в школе обязательно базируется на федеральных законодательных актах и не может противоречить Типовым положениям об учреждениях ДО.

Содержание готового плана внеурочных мероприятий призвано решать следующие задачи:

  1. Компенсировать отсутствующие  в основном учебном процессе виды деятельности, интересные детям.
  2. Определять конкретные цели, например:
    • формирование личностной мотивации к творчеству и познанию неизведанного;
    • развитие индивидуальных коммуникативных качеств детей, воспитание личностной культуры;
    • поддержка одаренности;
    • повышение интеллектуального уровня и нормализация психофизического состояния школьников;
    • коррекция асоциального поведения.
  3. Обеспечивать ребенку удобную эмоциональную обстановку и ситуацию успешности.
  4. Содействовать подбору индивидуального образовательного пути.

Программа должна соответствовать гуманистическому и светскому характеру преподавания, пропагандировать приоритетность общечеловеческих ценностей и здорового образа жизни.

Каково наполнение

Дети в танцевальной группе дополнительного образования в школеДополнительное школьное образование сегодня обретает все большое значение для всестороннего полноценного развития подрастающего поколения, поэтому содержание курса должно:

  • основываться на достижениях отечественной и мировой культуры, российских народных традициях;
  • учитывать национальные приоритеты регионов;
  • выражать общие направления дополнительного образования в школе;
  • принимать во внимание различный образовательный уровень подрастающего поколения;
  • отражать варианты оценивания результатов учебы по тому или иному предмету;
  • расширять тематическую направленность излагаемых материалов;
  • опираться на организационные условия учебного процесса, его материально-техническую, информационную и методологическую составляющую.

Виды

Различные направления дополнительного образования реализуются по четырем категориям программ:

  1. Типовой - утвержденной Минобрнауки в качестве образца для отдельной сферы обучения.
  2. Модифицированной - адаптированной под особенности учреждения, характер учебных групп, временные границы и режим педагогической деятельности.
  3. Экспериментальной - включающей предложения по новым отраслям знаний, предлагающей внедрение инновационных преподавательских техник, изменение содержания, методов, организаторских и педагогических приемов обучения.
  4. Авторской - написанной педагогическим коллективом или одним учителем; ее содержание предусматривает актуальные и новаторские средства разрешения проблем образовательного процесса.

Наиболее распространенные программы

Самые востребованные направления дополнительного образования в школе:

  • Художественно-эстетическое - творческие мастерские, школьные театры, вокальные студии, танцевальные классы т. д.
  • Научно-техническое - компьютерные курсы, дома юных техников, кружки авиа-, авто-, судомоделирования; радио-, робото-, электротехники.
  • Естественно-научное - секции занимательной химии, математики, астрономии, физики, географии и других дисциплин.
  • Экологическое и биологическое - краеведение, полевые практические занятия и так далее.
  • Физкультурно-спортивное - группы тренажерных занятий, лечебной физкультуры, восточных единоборств, игровых и других видов спорта.
  • Военно-патриотическое - поисковые, военно-технические и военно-исторические кружки; занятия военно-прикладными видами спорта.
  • Культурологическое - языковые, искусствоведческие и литературоведческие клубы, музееведение, экскурсионное обучение, народные промыслы и еще многое другое.