Синергия: над шапкой

Сетевое взаимодействие в дополнительном образовании

Согласно обновленному Федеральному государственному образовательному стандарту в учебных заведениях РФ внедряется комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на интеграцию общего и дополнительного образования. Новый ФГОС прописывает требования к структурам школьных программ, которые обязаны переориентироваться на тесную связь с ДО, чтобы в итоге основные учебные дисциплины обогатились новым содержанием, которое привнесет внешкольная педагогика.

Преподаватели на лекции об интеграции общего и дополнительного образованияПосле изучения работ зарубежных теоретиков педагогической науки были разработаны рекомендации по интегрированию общего и дополнительного образования:

  1. Стратегические и академические цели более приоритетны, чем финансовая сторона.
  2. Постепенность образовательного процесса:
  • оценка полезности слияния;
  • прединтеграционное сотрудничество в течение нескольких лет;
  • слияние за 1-2 года.
  1. Соблюдение временных факторов при отказе от форсирования.
  2. Учет качественных показателей участников процесса – обе «команды» должны существенно отличаться, при этом академические и культурные расхождения сводятся к минимуму.
  3. Члены интеграционного процесса имеют пространственную близость.

Пересечение деятельности заведений двух видов обучения выступает в роли фактора социального партнерства, поскольку служит оптимальным способом реализации их образовательной, воспитательной и развивающей функций. Предполагается два уровня интеграции:

  • внешний - подчинение составляющих направлений одному учебному процессу:
  • внутренний - взаимопроникновение компонентов систем.

Слияние приведет к формированию уникального разностороннего, но цельного учебного процесса.

Необходимость модернизации характера взаимоотношений заведений общеобразовательного и дополнительного профиля закреплена Федеральным законом в части, которая регламентирует внеурочную деятельность.

Роль проводника и вдохновителя новых государственных стандартов обучения и связующего звена между двумя видами образования отводится педагогу. Качество знаний полностью зависит от преподавателя (его интеллекта, профессионализма, душевного и нравственного уровня).

Для чего нужны открытые занятия в ДО

Открытое занятие в дополнительном образованииФорма организации открытых занятий в дополнительном образовании существенно отличается от принятой в школе. На первый план выходят выявление накопленного учениками опыта, включение детей в сотрудничество, активный самостоятельный поиск знаний и неформальное, живое общение, а не академическая передача научной информации.

Открытое занятие иллюстрирует, как на практике реализуется заявленная образовательная программа, и является средством обмена опытом, поэтому часто включается в регламент конкурсов педагогического мастерства.

Чаще всего учителя соревнуются в следующих номинациях:

  • проведение открытого занятия в категории профессионального ДО с последующим анализом;
  • презентация образовательной программы по ДО;
  • открытый воспитательный урок.

Открытые занятия помогают понять, каков коэффициент результативности урока и оценить деятельность педагога по ряду показателей:

  • организационное обеспечение занятия;
  • содержание урока;
  • методическая подготовка;
  • энергетическая составляющая деятельности педагога.

После проведения анализа открытого занятия комиссия делает вывод об умении преподавателя дополнительного образования оптимально изложить определенные планом сведения. Система оценки открытого урока включает:

  • определение задач и целей проведения занятия;
  • обоснование сущности урока;
  • ход проведения занятия.

Цели сетевого взаимодействия

Под сетевым взаимодействием в образовательных учреждениях понимается совместная работа педагогических коллективов, имеющих похожие цели, объединенные средства для их достижения и один управленческий центр. Структуры ведут совместную работу по формированию общих ученических групп для освоения программ определенной направленности и уровня с использованием возможностей сразу нескольких образовательных центров, один из которых - учреждение внешкольного обучения.

Согласно Федеральному закону сетевое взаимодействие в дополнительном образовании:

  • распределяет ресурсы в ходе решения совместной задачи;
  • опирается на инициативу любого участника обучения;
  • устанавливает непосредственный контакт между учащимися;
  • выстраивает многообразные пути продвижения к общей цели;
  • дает возможность использовать совместные сетевые накопления для нужд любого участника образовательного процесса.

Сетевая группа имеет такие характеристики:

  • независимость каждого члена организации;
  • одновременное обучение нескольких лидеров;
  • единая цель группы;
  • добровольность контактов;
  • обилие уровней взаимодействия.