Дополнительное образование в детских оздоровительных лагерях

Дополнительное образование в лагере – один из немногих способов совместить отдых ребенка и организовать досуг, обеспечивающий личностное развитие, интерес к обучению. Для достижения этой цели разрабатываются программы самых разных направлений – от народного художественного или декоративно-прикладного творчества до робототехники и менеджмента, а заниматься дети могут в разнообразных объединениях: кружках, клубах, лабораториях, творческих мастерских.

Формы работы

Правильно организованный отдых во время каникул становится полноценным дополнением образования детей. Естественно, во внеурочное время дети пребывают в отличных от школы условиях, поэтому должны использоваться другие способы обучения и формы работы. В рамках детских лагерей для организации дополнительного образования применимы:

  • клубы по интересам, кружки, классы и студии для коллективного занятия творчеством;
  • конкурсы, олимпиады, викторины и другие формы соревновательной деятельности;
  • выставки и встречи с экспертами в науке или искусстве;
  • воспитательная работа, направленная на формирование нравственных принципов, патриотизма, развитие интеллекта или творческих задатков;
  • любые формы общественно полезной деятельности.

Дополнительное образование в лагере (загородном или городском с дневным пребыванием) может вестись по шести основным направлениям.

Направления доп-программ в лагеряхПрограммы, разрабатываемые для работы в рамках этих направлений дополнительного образования в лагере, могут быть разных профилей:

  • интеллектуальное, личностное и общекультурное развитие детей;
  • формирование и стимулирование творческих способностей;
  • укрепление организма и привитие культуры здорового образа жизни;
  • духовное, нравственное, патриотическое и трудовое воспитание;
  • профориентация;
  • формирование основного состава и резерва участников российских и международных соревнований (включая лиц с ОВЗ) и др.

Виды объединений

Особенность дополнительного образования в детских лагерях состоит в том, что оно может быть реализовано в любых формах объединений по интересам: кружках, секциях, музыкальных коллективах, лабораториях, клубах, профильных сменах и т. п.

Виды объединений

Кружок

Простейшая форма организации образовательного досуга, к которой могут прибегнуть педагоги в лагере. Задача – собрать детей, имеющих схожие интересы, и развивать их навыки в конкретном направлении (например, кружок граффити, конструирования, кройки и шитья). На занятиях осваиваются основы выбранной деятельности и на первый план выходит оттачивание практических навыков.

В результате каждый участник кружка не только получает опыт в новой для себя области деятельности, но и оценивает свои силы и потенциал. Это в дальнейшем помогает ему определиться с интересами и при желании продолжить обучение после возвращения домой.

Секция

Как правило, имеет спортивную направленность и проводится в группах. Создается для оттачивания физических способностей детей, укрепления здоровья и повышения выносливости. Занятия в секциях должны проходить в специально приспособленных особых помещениях (бассейн, баскетбольная площадка, зал единоборств и т. д.), оборудованных необходимым инвентарем. Достигнутые успехи проверяются на соревнованиях, во время которых дети могут не только продемонстрировать свои достижения, но и закрепить полученные знания на практике.

Музыкальные коллективы

Объединение детей для исполнения музыкальных произведений. Может организовываться в форме оркестра или ансамбля. В первом случае дети учатся играть на различных инструментах (духовые, клавишные, русские народные, струнные и т. д.). Второй вариант предусматривает создание исполнительского коллектива (вокал, хореография).

Особенность этой формы обучения состоит в том, что в групповых занятиях присутствуют элементы индивидуальной подготовки. Дети, занимающиеся в лагерях по дополнительным программам такого профиля, приобретают необходимые умения, которые в дальнейшем демонстрируют на концертных выступлениях.

Театр

Вид творческого объединения, обязательный компонент которого – выступление перед публикой. Театральные коллективы могут специализироваться на разных профилях:

  • эстрадное вокальное исполнение;
  • актерское искусство;
  • сценическое ораторское мастерство;
  • танец;
  • история театра и др.

На занятиях дети могут изучать разные направления театральной деятельности: грим, костюмирование, оформление сцены и прочее.

Учебный процесс предусматривает коллективные занятия, индивидуальные консультации, публичные выступления. Главная сложность организации театральных объединений – обязательное наличие внушительного реквизита и специально оборудованных помещений для представлений и обучения.

Студия

Представляет собой объединение детей, имеющих общие творческие интересы (кино, музыка, литература, эстрада, народное искусство и т. п.). В отличие от оркестров и ансамблей, где часто на первый план выходят коллективные ценности, на занятиях в студии в приоритете уникальность каждой личности и свобода самовыражения.

Этапы жизненного цикла студии:

  1. Появление идеи нового проекта.
  2. Подготовительные работы и стартап.
  3. Непосредственное создание нового продукта.
  4. Демонстрация результата занятий.
  5. Осмысление итогов демонстрации.
  6. Появление новой задумки.

Содержательная часть студийных занятий необязательно должна ограничиваться сферой искусства. На ее базе организуется полноценная познавательная деятельность (например, исторические исследования, конструирование нового объекта и т. п.).

Лаборатория

Эта форма объединения характерна для технической или естественно-научной направленности дополнительного образования в детских лагерях. Ключевой признак занятий в лаборатории – исследовательский компонент, помогающий раскрыть и развить умственные, творческие, изобретательские способности ребенка.

Познавательная деятельность в лабораториях строится на базе экспериментов, опытов, практических исследований. Основной метод обучения – проектирование. Педагог на занятиях выступает в качестве движущей силы, подталкивающей и направляющей учеников в правильное русло.

Мастерская

Особый вид объединения детей, направленный на решение практических задач на стыке разных областей. Занятия в мастерской призваны сформировать у ребенка трудовые знания и умения, а также реализовать его творческий потенциал. Для повышения эффективности обучения по договоренности с художниками, скульпторами и экспертами в других областях прикладного искусства периодически организуются мастер-классы.

Под руководством преподавателя учащиеся создают авторские изделия, которые в дальнейшем могут использоваться для формирования технической базы лагеря (декорации, костюмы, выставочные образцы) или реализации на выставках.

Клуб

Дети занимаются за столом.Объединение детей в лагере интересам не только с целью проведения занятий, но и для организации совместного досуга. Члены клуба самостоятельно определяют форму творческой активности. В ходе общения между детьми происходит взаимное обогащение и дается хороший толчок к саморазвитию. Состав участников не постоянен. В нем могут присутствовать активные члены и периодически посещающие встречи слушатели.

Программа клубных занятий должна составляться организатором заранее (еще до заезда детей в лагерь), а затем при необходимости частично изменяться для максимального вовлечения участников в образовательный процесс. На занятиях часто сочетаются разные виды деятельности (командная работа, организация массовых мероприятий, походов и других полезных для общества дел). Часто вокруг клуба могут быть сосредоточены основные события всей смены.

Особенность организации клуба в лагере – возможность применения специальной атрибутики (эмблемы, слогана, песни), ведения записей работы объединения (дневника, летописи) и выпуска печатных изданий (газет, листовок). Важно, чтобы все это делалось при активном участии детей.

Школа

Форма объединения детей, задача которой дать новый набор знаний и практики за ограниченный каникулами промежуток времени. За короткий срок ученики полностью погружаются в изучаемый материал. Делается это при помощи:

  • лекций экспертов в предметной области;
  • классического набора «семинар + тренинг + мастер-класс + практикум»;
  • круглых столов;
  • мозговых штурмов;
  • прохождения квестов;
  • ролевых игр;
  • интеллектуальных баттлов и других форм познавательной деятельности.

Набор учеников в школы может быть свободным или проходить на основе конкурса претендентов. Образовательные программы могут быть узкопрофильными (например, английский язык) или многопредметными (математическая направленность, включающая алгебру, геометрию, стереометрию, статистику и прочие области «царицы наук»).

Режим занятий

Даже идеально разработанная программа обучения не даст должных результатов, если неправильно распланирован режим занятий. Конкретная продолжительность урока и наполненность групп зависят от профиля подготовки. Если в ансамблях, оркестрах и театральных занятиях число участников может быть любым (ограничивающий фактор – количество инструментов и площадь помещения), то в остальных объединениях не желательно набирать более 15–20 человек.

Продолжительность занятий в рамках дополнительного образования в лагере по нормам СанПиНа

Профиль Длительность занятия, мин. Число занятий в неделю
Технический 45 мин. (30 мин. для детей младше 10 лет при условии активного использования ПК) 2

Художественный

- ИЗО и декоративно-прикладное искусство;

- музыка и вокал;

- хореография;

- хор;

- оркестр

45

45 (до 30 мин. при индивидуальном обучении)

45 (полчаса для детей младше 8)

45

до 4 ч с перерывом 20 минут

2–4

2–3

2

2–3

не ограничено
Естественно-научный 45 (на местности до 8 ч.) 2–3
Туристический / краеведческий
Спортивный 45 2 (1 для детей младше 8)
Культурологический 45 1-2
Патриотический 45 (на местности до 8 ч.) 1-3

Социально-педагогический

- дошкольное развитие

45

30

1–3

1–4

Полный перечень нормативно-правовых актов, в которых установлены требования к организации дополнительного образования в детских оздоровительных лагерях, содержится в письме Минобрнауки № 09-3388 от 30 ноября 2015 г. (посмотреть текст документа).

Допуск детей к занятиям в спортивных секциях производится только при отсутствии врачебных противопоказаний к запланированному виду активности.

В оздоровительном лагере

В современном мире детские оздоровительные лагеря далеко вышли за рамки привычных понятий о летнем отдыхе. Сегодня они становятся платформами для дополнительного образования, которое способно расширить горизонты молодого поколения. 

Языковые курсы погружают детей в культурное пространство, научные программы делают сложные концепции захватывающими, а цифровые технологии предоставляют возможности для разработки навыков будущего. Отправляя детей в такие лагеря, родители инвестируют в их всестороннее развитие и подготовку к миру завтрашнего дня.

В остальном краткосрочные программы дополнительного образования в детских оздоровительных лагерях мало отличаются от обычных, про которые мы писали выше.

Пример программы

Каждая программа дополнительного образования в лагере составляется по типовой структуре. Она включает разделы, представленные на рисунке.

Структура доп. образования в лагере

Методический конструктор программы дополнительного образования в лагере (автор – доцент кафедры социально-педагогического образования Санкт-петербургской академии постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук Воронина Е.А.). В образце содержатся детальные пояснения к содержанию каждого из разделов программ.

Дополнительное образование, организованное в лагерях, помогает найти занятие по душе каждому ребенку. Задача педагогов – не только создать условия для продуктивного времяпровождения на каникулах, но и обозначить траекторию дальнейшего развития.

Автор статьи:

Материал обновлен: 17.10.2023 г.

Отзывы и обсуждения