Музыкальные вузы России 2016

Концерт в консерватории

Российская музыкальная школа высоко ценилась в мире столетиями – и, к счастью, продолжает поддерживать этот уровень и поныне, периодически давая миру очередных гениев.

ТОП-10

На сегодняшний день в России функционирует 46 высших музыкальных учебных заведений, из которых 8 находятся в Москве, 3 – в Санкт-Петербурге, а также в количестве от одного до трёх в прочих областях и федеральных округах страны.

Наиболее престижными и известными в мире являются с большим отрывом 3 из них (обладающие в своём составе целым сонмом отдельных научных центров,  студий звукозаписи, музыкальных библиотек и даже музеев). Это

  1. Московская госконсерватория имени Чайковского.
  2. Санкт-Перербургская госконсерватория имени Римского-Корсакова.
  3. Знаменитая московская «Гнесинка» - Российская Академия музыки имени знаменитой музыкальной семьи Гнесиных.

Остальные вузы этой направленности в большей или меньшей степени уступают этой тройке и в материальной базе, и в преподавательском составе, и в разработке научной и учебной литературы (ФГОС для музыкальных вузов, кстати, были созданы учёным советом из представителей именно этих трёх учебных заведений). Тем не менее, было бы несправедливо не выделить ещё некоторые из них, которые, в дополнение к 3-м первым, могли бы по праву войти в ТОП-10 высшего «музыкального Олимпа» России. К таковым смело можно отнести:

  1. Государственный специализированный музинститут искусств (г. Москва).
  2. Институт музыки имени Шнитке (г. Москва).
  3. Санкт-Петербургский госуниверситет культуры и искусств.
  4. Астраханскую госконсерваторию.

Особенности обучения

Скрипка и смычокОсобенностями обучения в российских вузах музыкальной направленности, разумеется, является упор в основном на получение профессиональных знаний в выбранном предмете  (будь это вокальное или инструментальное направление, мастерство звукорежиссуры, искусство дирижирования и т.д.). Что касается остальных учебных циклов, определённых новыми ФГОС для музыкального ВПО, то содержание планов обучения в них следующее:

  • в экономическом, гуманитарном и социальном цикле студентам преподают историю, философию, русский язык и культуру речи, а также иностранные языки;
  • в педагогический цикл входят занятия по методике преподавания всех, относящихся к музыкальному искусству, дисциплин, а также музыкальной психологии и педагогике;
  • отдельным циклом для вузов этой направленности является цикл, посвящённый изучению истории развития и теоретических основ российского и зарубежного музыкального искусства, а также эстетику искусства, обязательные занятия по фортепиано и основы безопасности жизнедеятельности;
  • цикл профильной подготовки включает в себя – в зависимости от выбранной специальности – предметы по музыковедению, музыкальной журналистике, изучение этноса и фольклора. Отдельной строкой – древнерусское певческое искусство, работу с партитурами, изучение особенностей аранжировки, компьютерную обработку звука и, наконец, ведение менеджмента в музыкальной индустрии.

Качество обучения

Как уже было сказано выше - несмотря на не всегда должный уровень финансирования и некоторые другие проблемы, даже среднее качество обучения по вузам музыкальной направленности в России остаётся очень высоким. И, наряду с эстрадно-цирковым и театральным искусством, выпускники этих учебных заведений могут похвастаться высочайшим вниманием и уважением к ним в любой, серьёзно относящейся к музыкальному искусству, стране мира.

Одной из причин такого уровня является высокая степень преемственности, принятая в музыкальных семьях. Благодаря которой внуки зачастую идут по стопам отцов – как те, в своё время, шли по стопам дедов. В результате в музыкальных академиях и консерваториях очень велико влияние ещё прежней, советской школы и вокального, и хорового, и инструментального, и дирижёрского искусств – и единственной проблемой на сегодняшний день служит старение элиты преподавательского состава.

Самые популярные специальности (бакалавриат)

По линии бакалаврата среди связанных с музыкой специальностей, имеющих наивысший спрос (и, как следствие, наиболее высоких конкурсов на место) лидируют:

  1. музыкальное искусство эстрады (специальность по ФГОС 071600);
  2. вокальное искусство (073400);
  3. музыкально-инструментальное искусство (073100);
  4. музыкально-прикладное искусство и музыкознание (073000);
  5. хореографическое искусство (071200).

Перспективы обучения

Основными перспективами для закончивших обучение в музыкальных вузах по-прежнему служат возможность заняться любимым и одновременно высокоприбыльным делом (особенно в сфере востребованности перечисленных выше специальностей). Поскольку спрос на хороших певцов, музыкантов, музыкальных критиков, режиссёров и менеджеров музыкального бизнеса не только остаётся стабильно высоким – но и при достижении специалистом соответствующего уровня позволяет не беспокоиться о завтрашнем дне. Не говоря уже об известности и славе для самых талантливых.