Логопедическая помощь абитуриентам

Зачем абитуриенту логопед

Из письма в редакцию:

«Я люблю возиться с племянницей Сашенькой, которой 4 года, поэтому меня часто просят с ней посидеть. Она плохо выговаривает некоторые звуки, но с ней занимается в детском саду логопед, и уже заметны успехи. Я тоже решила стать логопедом, однако очень плохо представляю себе, как он работает и подходит ли мне эта профессия»

(Полина Ч., Кемеровская область).

Логопедическая помощь — не только для малышей!

Девушка сидит у классной доскиВопреки распространенному мнению, представители этой профессии – не врачи, а педагоги. Логопеды занимаются «постановкой звуков» и объяснением, с помощью каких органов эти звуки образуются. Они работают над грамматическим строем речи, фонематическим слухом, развитием интеллекта и логического мышления, учат правильно дышать и т. д.

Об особенностях своей работы рассказывает логопед, заведующая детским садом компенсирующего типа Альфира Батырова:

В школе со мной произошла весьма забавная история. На беседе по профориентации нам задали вопрос, кто кем хочет стать. Одна желала быть воспитательницей, другой – художником, третий – врачом… Поднялся мальчик из параллельного класса: «Я хочу быть тхактогхистом!» Когда очередь дошла до меня, я ответила, что хочу исправлять речь вот таким «тхактогхистам». Мальчик тогда обиделся… А я заявила, что научусь делать операции на язык. И мне сообщили, что есть такая профессия – логопед.

Кто может стать логопедом

Логопеды – народ коммуникабельный, гибкий, терпеливый, уверенный, настойчивый (даже напористый), трудолюбивый, оптимистичный, творческий, требовательный (прежде всего к себе, но и к воспитанникам тоже)…

Рекомендую выбирать эту профессию тем, кто не боится трудностей, верит в успех и не терпит искаженных звуков.

Это очень востребованная профессия, ведь ежегодно число детей с нарушениями речи увеличивается. Растет и педагогическая культура родителей – они понимают, что детям можно помочь избавиться от дефектов в раннем возрасте. Поэтому спрос на места в спецдетсадах велик, не все туда попадают и вынуждены брать частные занятия. Есть даже стереотип, что логопеды должны работать только с маленькими детьми.

Будьте готовы к трудностям

Молодой человек репетирует речь перед зеркаломСложно довести до сознания людей, что мы не волшебники, что работа кропотливая и добиться результата помогут только систематические занятия — многократные повторения упражнений, строгий контроль над речью и графиком занятий, выполнение рекомендаций логопеда, причем даже после автоматизации.

Всё чаще встречаются дети, у которых нарушения основаны на «органике» — индивидуальном природном строении артикуляционного аппарата. Это высокое нёбо, короткий толстый язык, очень короткая подъязычная уздечка (здесь без врачебной помощи не обойтись!), скудный словарь, низкий интеллект. Неблагоприятная экологическая обстановка, питание, интеллектуальное голодание либо насыщение (речь — это продукт развития головного мозга) и нездоровый образ жизни родителей — вот факторы, которые формируют индивидуальное строение организма. Ведь речь никогда не страдает одна: ее спутники — черепное давление, логоневрозы, шумы в сердце, гипертонус и т. д.

Интернет, телевидение и, простите, гонка за прибылью вытеснили чтение книг. Сколько минут молодые родители способны выделить малышу ежедневно? Признаться, многие рады, если ребенок сидит часами над «стрелялками» или проходит уровень за уровнем — и ни забот тебе, ни хлопот. Не балуется же! Из родителей только единицы играют с детьми в развивающие игры, покупают им умные книги, головоломки и пр. Легче же посадить перед телевизором или компьютером! А детей нужно развивать, читать им, беседовать с ними, отвечать на вопросы, не отмахиваясь. Разговаривать доступным языком, быть терпеливым, выслушивать, учить наблюдать и анализировать!

Наши дети знают больше нецензурных слов, чем родственных, например, слову «красиво». Иногда диву даешься, слыша ответы ребят. Показываем картинку с коровой. Вопрос — «Это кто?»; ответ — «Слон». Показываем слона: «А это кто?» — «Не знаю». Позвольте, слона ни с кем не перепутаешь: он почти в каждой детской книжке! Однако не показывали, не читали… А другой ребенок не может в 5 лет назвать цвета шести карандашей.

Во всех случаях реакция мам примерно такая: «Да ты что, это же слон! Видишь, какой хобот! Ты забыл красный? Ты же умеешь считать, давай еще раз!»

«Еще и еще» не помогают — дети порой не умеют считать до пяти!

Но, конечно, в работе есть и приятное — возможность видеть плоды своего труда, видеть счастливые лица, слышать красивую внятную речь, помогать бороться с неграмотностью!

Не к репетитору, а к логопеду!

Старшеклассники знают, как выглядит слон, однако логопедические проблемы нередки и у них. Главным образом, наблюдается частичное расстройство процессов чтения и письма — дислексия и дисграфия.

Женщина разговаривает с подросткомПисьменная речь — это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка: ведь сначала была устная. В понятие письменной речи входят чтение и письмо, которым необходимо обучать только целенаправленно.

Ошибки при дислексии и дисграфии признаны стойкими. Их возникновение не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения. Некоторые учителя считают эти ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников — невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т. д. Но на самом деле это не так: «глупость» ни при чем, «плохой характер» — тоже. В основе подобных ошибок лежат более серьезная причина — несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Ошибающийся человек неважно распознает звуки и фонемы, отдельные слова и структуры, построенные из этих слов.

Чтобы выбрать правильный путь индивидуальной коррекции, необходимо определить форму нарушения.

Выделяют 6 форм дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая. Человек неправильно произносит звуки и фиксирует это на письме. Иными словами, пишет так, как говорит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

2. Акустическая. Школьник произносит звуки правильно. А пишет, заменяя друг другом буквы, соответствующие фонетически близким звукам. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие и глухие звуки (б и п; в и ф; д и т; ж и ш и т. д.), свистящие и шипящие (с и ш; з и ж и т. д.), сложные звуки — они называются аффрикаты — и их части (щ и ч; ч и ть; ц и т; ц и с и т. д.). Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т. д.

3. На почве нарушения языкового анализа и синтеза. Повторяются, пропускаются и меняются местами буквы и слоги, обрываются слова — или в них пишутся лишние буквы, в одно слово попадают слоги разных слов, слитно пишутся предлоги и раздельно — о ужас! — приставки («настоле», «на ступила»).

Группа подростков в классе у доски4. Аграмматическая. Школьник пишет как бы вопреки правилам грамматики, не согласуя роды, числа, падежи («красивый сумка», «веселые день»). Твоя моя не понимай — это и есть аграмматично. Бывает, что учащиеся никак не могут овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Грамматический строй речи недоразвит.

5. Оптическая. У школьника плохо сформированы зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», овалы) и нескольких оригинальных компонентов, а он не улавливает тонких различий между буквами. Это непременно приводит к трудностям усвоения начертания букв. Буквы не дописываются, добавляются лишние элементы и пропускаются нужные, встречается зеркальное написание.

6. Дизорфография. Ученик знает правила. Но — показывает стойкую неспособность освоить орфографические навыки. Особенно трудны орфограммы с безударными гласными в окончаниях слов. При дизорфографии отмечается также неумение овладеть синтаксическими правилами на письме, т. е. пунктуацией.

Все эти школьные сложности никогда не возникают из ничего! В группе риска — левши; переученные левши; те, кто в детстве посещал логопедическую группу; те, в чьих семьях говорят на двух или более языках; те, кто имеет трудности с памятью и вниманием, и даже те, кто слишком рано пошли в школу (неоправданно раннее обучение грамоте провоцирует возникновение дисграфии и дислексии — когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению).

Есть подобные проблемы? Идите к логопеду!

Научимся выступать

Также логопед поможет выработать силу голоса, уверенную чистую речь, дикцию… Но даже если вы не собираетесь «улучшать речь», рекомендации логопеда вам пригодятся — например, перед устным экзаменом.

Во-первых, соберитесь, вдохните глубоко, постарайтесь спокойно осмотреться. Видите, здесь нет никого, кроме таких же, как и вы, людей. Представьте преподавателя в пижаме и тапочках, в домашнем халате — правда, он похож на кого-то из близких?

Во-вторых, вы готовились для чего — чтобы подвести себя? Нет, вы себе не враг! Поэтому проговорите текст мысленно. Теперь еще раз медленно вдохните, расслабьтесь и отвечайте, спокойно дыша, не торопясь, смотря на собеседника. Не ждите от него кивков и вообще каких-либо проявлений одобрения. Лучше найти точку и смотреть в нее.

Готовиться к выходу на аудиторию лучше перед зеркалом и «в голос». Вы увидите и услышите себя со стороны. Можно записать свое выступление и потом прослушать. Оцените свой ответ. Тихо, неуверенно, невнятно? Вот и поработайте над этим.

Удачи на экзаменах!

Беседовала Светлана СВИНИННИКОВА
Вернуться назад