Что такое воркшопы

Воркшопы

Воркшоп (от английского слова workshop – ‘мастерская’, ‘цех’) – актуальный формат занятий для современной молодежи и не только для нее. В отличие от не менее модных тренингов, семинаров и мастер-классов, воркшоп не ставит в центр фигуру ведущего, учителя, преподавателя или мастера. Здесь все равны и все учат друг друга. А значит, и вы при соблюдении некоторых условий сможете устроить воркшоп вместе со своими друзьями – и в его рамках углубленно позаниматься школьными предметами.

Не скучайте

Привычный нам урок – классическая форма организации обучения. Кстати, поговаривают, что, несмотря на свою универсальность, он отстает от требований времени.

Формат урока подразумевает, что все собрались вместе и под руководством преподавателя изучают отрезок учебного материала одним и тем же методом.

Группа людей обсуждает план занятийОдним и тем же! Причем метод задает педагог. И в самом деле: нужно было бы обладать нешуточным педагогическим мастерством, чтобы работать с разными группами в классе разными методами, причем одновременно. Мы все знаем это, но только вдумайтесь: и последовательность изучаемых тем программы для всех одноклассников тоже абсолютно одинаковая, и учебные предметы, как правило, мало связываются друг с другом, и всё это длится годами…

Однообразие ведет к скуке, и к 11-му классу все уже сыты надоевшими уроками. Самое время попробовать что-нибудь новенькое. Занятия на курсах или с репетитором – это, несомненно, полезно. Однако обилие заданий, их сопровождающее, настолько озадачивает, что радости места не остается, разве что чувство мелькнет на фоне общей загруженности: уф, теперь, мол, я езжу заниматься дополнительно, теперь я ближе к цели, галочка поставлена. И за работу!

А воркшоп – другое дело. Во время него люди делятся друг с другом информацией о тех методах, которые им помогают. И поэтому он обещает нам свежее праздничное настроение, как у первоклассника, не успевшего еще устать от бесконечной цепи уроков.

Мы же учимся для того, чтобы быть счастливыми, правда?

Мировая практика

Это в России воркшопы проводятся в основном для взрослых. А за ее пределами не возбраняется устраивать их и для учащихся high school, чей наибольший возраст – восемнадцать лет.

Темой зарубежного воркшопа может стать что угодно. Скажем, архитектура и урбанизация – исследование роста городов, – а также изменения климата. Экономика и инженерное дело. Риторика, столь нужная тем, кто учится и представляет свои проекты обществу и рынку, – и лишь на первый взгляд похожее на нее писательство. Музыка и мода – куда без них? Работа со спортивными травмами и кинопроизводство. Структура современных потребностей в обществе. Содержание деятельности профессионала, о работе которого ребята наслышаны не настолько, насколько советские дети были осведомлены о труде космонавта и продавца мороженого. Меняющиеся реалии и новые тенденции той или иной профессии… Что ж, всё тут серьезно: согласитесь, в целом обрисованный выше диапазон шире, чем-то основное, что можно пройти на уроках. Зато потом профессию выбирать легко, и уже знаешь, что примерно делать дальше.

Групповые занятияИ другое наполнение воркшопов тоже встречается – более «простое». Например, самая обычная школьная математика. А еще – развитие внимания и умения сосредоточиться во время учебы. Или эмоциональный интеллект. Или воспитание в себе самостоятельности. А порой, наоборот, организуется совместная работа ребят над посильным им проектом. Но и это тоже серьезно: без знания элементарных учебных предметов, без навыков продуктивной учебы и сотрудничества профориентация теряет свой смысл.

Из подобных занятий ваши иностранные ровесники делают вывод, что подход к организации занятий вправе быть разным, что учиться можно с удовольствием и что, кстати, они уже хотят поступать в конкретный колледж. Они начинают видеть свое возможное место в системе той или иной отрасли, и им становится понятно, чему конкретно им нужно выучиться и где это лучше сделать. Если постараться, можно организовать даже такой воркшоп, что они будут представлять себе чуть ли не несколько вариантов карьеры в выбранной сфере.

Благодаря воркшопам, тинэйджеры начинают видеть в себе часть социальной группы – это осознание нужно отличать от стихийного подчинения коллективу. Как говорится, вместе мы сила, и собственное пребывание в социуме можно использовать для организации интересных и полезных дел. Изучая жизненные ситуации и примеры из искусства, подростки формируют у себя учебные, трудовые и коммуникативные умения и навыки, демонстрируют миру позитивные изменения в своем характере и открывают в себе лидерские качества.

Воркшоп может быть организован исследовательским центром, или отдельным профессором, или корпорацией, заинтересованной в подготовке достойной смены сотрудников, и даже театром или галереей. Он бывает выездным или летним, со свободной записью на него или хитрой системой бронирования мест.

Наконец, участие в воркшопах стоит по-разному: дорого, дешево или вовсе ничего. Если для кого-то размер оплаты неподъемен, организаторы предлагают такому кандидату в участники стипендию. Устраиваются и розыгрыши призов, и начисление так называемых кредитов, которые будут зачтены во время последующей учебы в вузе. Это справедливо: ведь в содержание воркшопа могут входить занятия из университетской программы – на опережение.

А порой, чтобы попасть на воркшоп, кандидаты должны написать эссе, чтобы доказать не случайность интереса к теме, которая запланирована к обсуждению.

Сможете ли вы сами организовать воркшоп – и при каких условиях это возможно?

Друзья

Интерактивность – важнейший принцип воркшопа. На нем нужно выстроить эффективное общение.

А общаться привычнее всего с друзьями.

Если с первого класса вы не разлей вода, то вы называетесь и являетесь друзьями. Но если вы сдаете одни и те же единые экзамены и даже поступаете в один и тот же вуз, друзья ли вы по-прежнему или уже конкуренты друг другу? Стоит ли делиться секретами понимания учебной программы, если конкурс на место – два человека?

Знаете, лучше не списывать и не давать списывать домашние задания, вот чего точно лучше не делать. А взаимообучение только поможет каждому из вас. Отключите чувство конкуренции. Ведь каждый – личность, живет, учится и работает по-своему, и в этом смысле не имеет конкурентов.

Студенты на занятияхОднако найти единомышленников для совместной учебы крайне важно. Таких, чтобы у них не был потерян интерес к исследованию, и чтобы они были способны к уважительному диалогу. Подыскивая ребят для воркшопа, вы непременно поймете, насколько важны единомышленники, насколько нужна команда. Не пытайтесь набирать в нее одних лишь скептиков. Но и льстецов не надо. Ищите честную и дружественную поддержку. И, конечно, в собравшейся компании должен быть кто-то, кто любит объяснять учебный материал остальным или хотя бы не стесняется воспроизводить ход своих рассуждений вслух, чтобы другие могли сопоставить: а так ли строят свои рассуждения они сами?

Будьте готовы к тому, что сосед по парте может и не прийти в восторг от идеи воркшопа. Без него мало народу получается? Не исключайте из области поиска ребят из параллельного класса, однокашников из кружка либо спортивной секции. На воркшопах завязываются контакты с действительно активными личностями – впоследствии вы вместе сможете затеять какие-нибудь совместные проекты.

Собирайте людей, чтобы мероприятие в принципе состоялось – но рассчитывайте при этом в первую очередь на себя. Впрочем, энергия коллектива в случае удачно проведенного воркшопа способна мотивировать вас на долгий период плодотворной подготовки – уже неважно, в каком режиме: это могут быть занятия на курсах, с репетитором или даже без посторонней помощи. Увидев на этих необычных дружеских посиделках, что вы не один такой в вуз поступаете, вы перестанете чувствовать себя несчастным учеником-одиночкой, которому предстоит выучить массу всего и которого никто не способен понять. Ну а если вдруг к вам вернутся мысли о конкурентной борьбе, встретьте их намерением стать лучшим в профессии!

А иногда воркшоп нужен, чтобы понять, что даже всех ваших вместе взятых знаний недостаточно, и поэтому требуется педагог.

Что ж, оригинальная мысль для подростка, увлеченно отрицающего авторитеты!

Учитель как ассистент

Педагог тоже вправе участвовать в вашем воркшопе, но как консультант, и лучше будет, если он присоединится к мероприятию не по его собственной, а по вашей инициативе. Какова же роль учителя, если основные решения здесь принимаете вы? Он может дать обзор, вводную информацию по обсуждаемой теме, организовать вступительное выступление, обратить ваше внимание на грубые ошибки, которые вы можете допускать сами и не замечать в репликах друзей. Или – поможет организовать, к примеру, сопутствующую экскурсию, необходимую для последующего обсуждения.

Группа молодых людей в хорошем настроенииПедагогу под силу отыскать эксперта, который выступит перед вами, и даже пригласить поучаствовать в воркшопе представителей разных научных школ! Правда, чтобы ему это действительно удалось, он должен не заниматься исключительно проведением уроков, а еще и поддерживать контакты с учеными.

Педагог в состоянии определить, нужно ли делать совместный воркшоп с родителями или с приглашенными студентами, которые уже осваивают данную специальность и могут поделиться опытом относительно того, какие темы на экзаменах оказались самыми простыми, самыми сложными и каков ключ к пониманию школьного предмета.

О чем тут говорить?

В мире воркшопы длятся по-разному, единого правила тут нет: к примеру, две часовые сессии, или недельный цикл четырехчасовых занятий во второй половине дня, или еще как-нибудь. Сколько времени понадобится вам? На первый раз можно запланировать 2 часа, а при последующих воркшопах уменьшать или увеличивать их продолжительность с учетом собственного опыта.

Определились? А теперь разберемся, какими же разговорами стоило бы занять эти два часа.

Красивые «докладики» отложите в сторону, лучше предпочесть презентацию в PowerPoint c последующим обсуждением... А еще лучше займемся вопросами.

Пытаясь добраться до истины, зарубежные тинэйджеры-участники воркшопов формулируют для себя вопросы по каждому этапу незнакомого трудового или учебного процесса, а потом их проясняют.

Есть и более общие вопросы, например: что делает физику физикой? Оба подхода к изучаемому предмету равноправны. Более того, можно и не вдумываться особо, будет ли это детальный или глобальный подход. Каждый из приведенных ниже вопросов, независимо от своего «калибра», способен стать темой отдельного обсуждения на воркшопе.

  1. Как мне выразить свои мысли об изучаемой науке наиболее эффективно?
  2. Что мешает и что помогает мне учиться?
  3. Как Интернет помогает мне получать образование?
  4. Как я строю свою подготовку к поступлению и почему именно так?
  5. Сколько задач по одной теме я привык решать (сколько упражнений на одно правило я выполняю) и почему именно столько?
  6. Насколько мое представление об изучаемом предмете отличается от подхода к нему, предлагаемого на едином экзамене?
  7. Как мне выбрать нужные ЕГЭ?
  8. Как распределить время подготовки ко всем единым экзаменам, которые мне предстоит сдавать?
  9. Как распределить время и усилия при подготовке к разным частям ЕГЭ по одному предмету?
  10. Каких тем школьной программы более всего касаются задания единого экзамена?
  11. На что конкретно я обращаю внимание при подготовке к ЕГЭ?
  12. С чего мне лучше начинать ответ?
  13. Как обрести уверенность в себе во время подготовки?
  14. Как подготовка развивает мою личность?
  15. Как вообще поверить в свои силы?
  16. Как искать зарубежную стипендию?
  17. Каким образом я читаю книги?

Кстати, о книгах. Вряд ли стоит тащить слишком много книжек на воркшоп, ведь в фокусе тут не они, а ваш учебный опыт и опыт ваших друзей. Но если книги сами станут темой воркшопа и в течение него вам нужно будет хоть сколько-нибудь развить навыки поискового или, например, сканирующего чтения, несите с собой литературу! Впрочем, во время занятия вы также можете делать иллюстрации, набрасывать эскизы и чертить схемы – использовать те графические методы, которые помогают вам мыслить, рассуждать, обсуждать проблемы и решать их.

Цель обсуждения – начать думать, как профессионал. Почему именно «как профессионал»? Вспомним: вы не на уроке, workshop переводится как ‘мастерская’. Этот формат не нуждается в разговорах ради сотрясания воздуха. Он рассчитан на то, чтобы вы увереннее шли к своей цели – выучиться и состояться в профессии!

Татьяна Карпеченко
Вернуться назад