Изложение по русскому языку, 9-й класс

Девочка, пишущая изложение

От изложения до конспекта

В 9-м классе ребята пишут несколько видов изложений, и один из них – сжатое изложение. Умение сжимать текст – крайне важный навык для дальнейшей учебы и даже для карьеры. Ведь со временем объемы литературы, подлежащей изучению, возрастут, а времени на ее освоение из-за увеличившихся нагрузок станет меньше. Чтобы справляться с такой проблемой, и студенту, и взрослому профессионалу нужно уметь вести конспекты, а для этого – как раз сжимать тексты.

3 способа сокращения

Бессистемно выбрасывать из длинного рассказа какие-нибудь слова и предложения было бы неправильно: у изначального его варианта, предлагаемого ученикам, уже есть  своя композиция и логика. В каком-нибудь абзаце, который может показаться вам лишним, наверняка содержится важное логическое звено, без которого повествование станет и менее понятным, и менее гармоничным композиционно. Поэтому вам нужно осознавать, от чего именно в тексте вы избавляетесь.

Здесь можно пойти несколькими путями: пожертвовать деталями, обобщить похожие моменты или сочетать то и другое. И на каждом из этих путей школьника поджидают опасности!

Сначала о деталях: цветок или письмо в одном тексте действительно могут представлять собой детали, не несущими на себе уж слишком важной нагрузки, зато в другом – стать чуть ли не основой сюжета, и от них уже не освободишься! Определяя, о мелочах пишет автор или нет, всегда соотносите детали с основной схемой сюжета. Если они важны для сюжета – однозначно оставляем! Но есть и другой подвох: учителя дают вам художественные тексты, а художественность нужно по возможности сохранять даже в сжатом пересказе, иначе изложение превратится в докладную записку. Запах дождя – деталь явно эфемерная, ее бы выбросить, но тогда в итоге мы получим совершенно пресный текст. Так что минимум деталей, наиболее важных для колорита, можно и сохранить.

А чтобы грамотно обобщать материал, нужно наловчиться видеть общее в разных явлениях жизни, а для этого – много наблюдать и сравнивать, сравнивать, сравнивать… Тогда вы легко будете видеть сходные явления и объекты и в контрольных текстах. И если каждому из явлений или объектов автор посвятил, к примеру, по одному предложению, то вы вполне можете написать о них всего одно предложение с однородными дополнениями или сказуемыми – по ситуации.

Разумеется, чтобы сочетать эти два способа сжатия текста, нужно научиться хорошо пользоваться каждым, а для этого – самому дома брать с полки всё новые и новые книги, открывать их на любой странице и пытаться, конспектируя, сократить то, что там написано, обоими способами, а потом перечитывать, а уже затем – сочетать оба подхода. Идея в следующем: умение писать сжатые изложения вырабатывается не за одну попытку!

Подобное упражнение действительно научит вас сокращать информацию. Но это еще не все.

Работаем с учебными текстами

Одно дело – красиво пересказать страничку из любимой приключенческой повести. Другое – напряженно вслушиваться в чтение учителем философских мыслей, к примеру, о природе: согласитесь, такие рассуждения очень часто попадаются во всех видах упражнений по русскому языку, в том числе и в изложениях. Да, природу любят маленькие дети, о природе могут, словно юные ученые, рассуждать подростки, которые увлекаются биологией, – но вот философствовать о природе привык мало кто даже из взрослых. А учителя требуют, чтобы вы разбирались именно в таких рассуждениях.

Что же, придется вырабатывать этот навык отдельно, несмотря на то, что деревья «предпочитают» молчать, а птицы – не поют ни по-русски, ни по-английски, а только по-птичьи. С чего тут начать? Думается, с самостоятельного сравнения наугад выбранных страниц из книг авторов, писавших о природе. Пришвин, Паустовский, Сетон-Томпсон – вы и сами можете продолжить этот ряд, а когда начнете сравнивать их способы рассказывать о природе, то увидите, что они по-разному мыслили. Зато потом вы сможете без труда обнаруживать оригинальные идеи даже в самом «неинтересном» описании природы и ловко сокращать такие тексты при работе над изложениями.

Сравнение текстов одинаковой направленности поможет вам и при сокращении текстов другой тематики. Проанализируйте, чему чаще всего ваш учитель посвящает изложения, сочинения и диктанты. Если окажется, что это, допустим, дружба или совесть, то, зная, что скоро писать изложение, не поленитесь заранее сравнить подобные тексты самостоятельно – вы непременно обнаружите, что их авторы по-разному видят и изображают людей. И тогда история из чьей-то жизни, впервые прозвучавшая на уроке, будет встроена вами в контекст многих других историй, которые вы уже изучили, а подход данного автора автоматически станет вам яснее. 

Вернуться назад