Инженер, менеджер или педагог

Выбор профессии - уравнение, как минимум, с тремя неизвестными. Решить его надо таким образом, чтобы выбранная профессия отвечала Вашим интересам, склонностям и способностям. Наиболее трудно определить свои способности.

Они бывают общие и специальные. Общие (целеустремленность, собранность, вдумчивость, внимательность и т. д.) нужны представителям всех профессий. Определить их достаточно легко. Наверняка уже сейчас Вы знаете, обладаете ли внимательностью, целеустремленностью или, например, трудолюбием. Но как выявить в себе специальные способности и узнать, правилен ли Ваш выбор? Если решили стать техническим специалистом, руководящим работником или учителем, то проверить Ваше соответствие выбранной профессии поможет эта статья, подготовленная по материалам сайта trud.com.

Педагогические способности

Учительница младших классов в окружении учеников.Движущая сила педагога – любовь к детям. Сразу оговоримся, любовь деятельная, а не созерцательная. Многие обожают любоваться детьми, играть с ними. Но многие ли готовы целенаправленно заниматься воспитанием, переносить детские шалости, глупые с точки зрения взрослого вопросы, бесконечные ссоры? Нет. На такое способны только люди, обладающие педагогическим даром и определенными способностями. Остановимся на некоторых из них.

Развитая речь. Педагог воздействует на детей в основном с помощью слов. Поэтому ему необходима ясная, четкая, эмоциональная речь. С детьми надо уметь разговаривать на понятном им языке.

Доброжелательность. Малыши очень чувствительны к недоброму слову. Даже неосторожным намеком вы можете нанести им душевную травму, последствия которой будут сказываться многие годы. С детьми не должны работать злые люди, ведь рано или поздно их чувства выйдут наружу, а малышам на пользу это не пойдет.

Терпение. Учителю постоянно приходится сталкиваться с ленью, непониманием, инертностью. Чтобы преодолеть их в своих учениках ни в коем случае нельзя раздражаться, кричать, злиться на них. Такая реакция лишь ожесточит детей, настроит против Вас.

Справедливость. В детском коллективе склоки и конфликты - частое явление. Педагог должен “разруливать” их таким образом, чтобы все получили по заслугам. Дети должны видеть в лице своего учителя справедливого судью, доверять ему.

Наилучший способ проверить годитесь ли Вы в педагоги – это устроиться на время каникул вожатым в детский лагерь или попробовать поработать с младшими школьниками.

Только так Вы поймете, является ли педагогика Вашим призванием или Вы просто любите наблюдать за детьми со стороны. Ну, а для большей верности задайте себе побольше вопросов. Можете ли ясно и понятно излагать свои мысли, словом побуждать людей к действиям? Держите себя в руках или злитесь по пустякам? Как относитесь к несправедливости?

Технические способности

Специалисты-инженеры рассматривают план строительства.Непременный атрибут технических способностей – интерес к технике, стремление работать на машинах, с инструментами, оборудованием. Есть люди, которые полчаса проведут с незнакомым механизмом и уже знают, как он устроен, что как подключается, что с чем взаимодействует. А другие не то, что не разберутся, у них даже желания не возникнет взять в руки этот механизм. Точно так же и в работе - нет интереса, нет, как правило, и успехов в профессиональной деятельности. Причем, относится это не только к техническим профессиям. Какую бы специальность Вы не планировали выбрать, первым делом надо спросить себя: а интересует, привлекает ли меня будущая профессия? Конечно, бывает, что интерес приходит во время работы, однако все же лучше, если он есть с самого начала, иначе велика вероятность ошибки. Но вернемся к техническим способностям. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. Тянет ли Вас к технике? Интересно Вам с ней работать? Как часто берете в руки отвертку? Ремонтируете мелкие бытовые приборы? Доставляет ли это Вам удовольствие? Если ответы положительные, то Вы, наверное, на правильном пути. Если отрицательные - это серьезный повод задуматься. Может быть Вам лучше попробовать свои силы в какой-то другой области? Пока же назовем остальные компоненты технических способностей. 

Способность разбираться в чертежах, схемах, графиках. Без их изучения невозможно представить работу технических специалистов. Умение читать чертежи, графики, живо представлять стоящие за ними реальные объекты очень важно для технических профессий. А Вы можете по схеме додуматься до устройства простейшего радиоприемника, старой стиральной машинки или хотя бы электрической цепи, изображенной в школьном учебнике?

Молодой человек смотрит на наручные часы.Способности к физике, математике, химии. Техника плотно связана с этими науками. Однако хорошая успеваемость в школе еще ни о чем не говорит. Дело в том, что в школе Вы пользуетесь готовым, описанным в учебнике алгоритмом решения задач и требуется от Вас, по сути, только хорошее усвоение математического материала, память, усидчивость, а также умение подставлять цифры в формулы (правда, это тоже часть математических способностей, но не главная). Под математической же и физической одаренностью подразумевается способность понимать и рассуждать, анализировать и обобщать. Логическое мышление. Лакмусовой бумажкой здесь может послужить умение решать нестандартные задачи, предложенные в специальных сборниках. Чтобы справиться с ними, надо всесторонне размышлять над задачей, искать свое решение. Вы решали такие задачки? Обязательно попробуйте. Если получится, а главное, понравиться, то, наверное, с математическими способностями у Вас все “о’кей”.

Развитое пространственное воображение. Весьма значимый компонент технических способностей. Некоторым профессиям без него не обойтись. Например, водитель должен четко представлять пространство вокруг своей машины, конструктор, прежде чем воплотить новую разработку в чертеж, “прокачивает” ее в уме со множеством деталей и подробностей. А у Вас пространственное воображение хорошо развито? Можете ли, единожды побывав в незнакомом районе города найти это место вновь? А объяснить его местонахождение знакомым? Сумеете мысленно воспроизвести механическую “начинку” какого-либо прибора? Чем больше положительных ответов, тем более развито у Вас пространственное воображение.

Организаторские способности

Какой начальник лучше? Тот, который реже появляется на работе!

Да-да, именно так, не удивляйтесь. У хорошего руководителя бизнес настолько отлажен, что его вмешательство просто не требуется. Добиться такой организации труда, чтобы руководитель имел возможность сосредоточиться на решении стратегических вопросов и не вмешивался в текущую деятельность – признак высокого управленческого искусства. И не случайно у топ-менеджеров столь высокие зарплаты.

Какие же задатки нужны будущему руководителю?

Перво-наперво – коммуникабельность (умение общаться с людьми). Руководитель должен уметь находить общий язык с самыми разными категориями людей: общительными и замкнутыми, радостными и хмурыми, самоуверенными и робкими. Иначе как он будет налаживать отношения в коллективе или вести деловые переговоры?

Руководитель – в большинстве случаев и неформальный лидер, вожак. Он должен уметь увлечь коллектив идеей, повести за собой, при необходимости жесткой рукой навести порядок и пресечь несправедливость. Лидерское начало заложено в человеке от рождения. Развить его крайне сложно.

Партнеры пожимают друг другу руки.Чтобы грамотно организовать работу подчиненных, надо уметь хорошо разбираться в людях. У каждого человека есть свои сильные и слабые стороны. К примеру, один программист лучше справляется с написанием программного обеспечения, а другой хорошо разбирается в построении локальных сетей. Квалифицированный менеджер распределит работу таким образом, что каждый будет заниматься тем делом, которое у него получается наилучшим образом.

Труд руководителя динамичен. Каждый день перед ним встают ситуации, требующие быстрого принятия решений. Следовательно, ему надо уметь разбираться в обстановке, быстро схватывать суть проблемы и принимать верные решения. Начальник не должен бояться брать на себя ответственность. Иначе работа застопорится из-за бесчисленного количества согласований, увязок, утрясок.

Профессия менеджера требует склонности к анализу, самокритичности. Надо постоянно совершенствоваться, стараться повысить эффективность работы Вашей организации. Одним словом, обеспечивать поступательное движение вперед. Ведь в бизнесе нельзя стоять на месте!

А Вы быстро завязываете новые знакомства? В своей компании Вы “заводила” или предпочитаете держаться на вторых ролях? Всегда ли быстро принимаете решения? Знаете, сильные и слабые стороны своих друзей? Работаете над собой? Можете ли организовать “вылазку” на природу, поход в кинотеатр, общественные работы в школе? Нравится ли Вам заниматься этим?

Постскриптум

Диагностика собственных способностей – дело тонкое! Не пугайтесь, если не нашли у себя всех качеств, требующихся для выбранной Вами профессии. Это нормально. Люди, обладающие полным набором способностей только для одной специальности – редкость. Один из тридцати. Называется это призванием. Остальные, как правило, имеют задатки, одинаково подходящие для нескольких профессий, а недостающие способности им приходится или вырабатывать в себе путем постоянных тренировок, или компенсировать чем-то другим.  Насторожиться надо в том случае, если Ваши способности уж слишком явно не стыкуются с требованиями профессии, которую хотите выбрать.

К примеру, задумали стать менеджером, а кроме самоанализа никаких качеств, нужных руководителю за собой не заметили. Но даже в этом случае не стоит сразу отвергать свой выбор. Подумайте, может недостающие способности можно развить? Чем-то заменить? Или все-таки лучше присмотреться к другим профессиям? Обязательно посоветуйтесь с профконсультантом, пусть это даже и будет стоить определенных денег! А что, касается окончательного решения, то оно в любом случае за Вами. Прислушайтесь к себе, и все обязательно получится. Удачи!

Автор статьи:

Материал обновлен: 25.01.2024 г.

Отзывы и обсуждения