Основные обязанности социолога

Общество на митинге

Оглавление

Что такое социология

Социология значительно шире и интереснее стереотипных представлений о ней, а человек, решивший посвятить себя этой науке, узнаёт много нового об окружающем его обществе. Он видит то, чего не видят другие. Он как бы читает мир между строк, приобретая так называемый «социологический взгляд на вещи», или «социологическое воображение», если прибегнуть к термину, предложенному ученым Ч. Р. Миллсом.

Так чем же всё-таки занимается эта наука? Сразу напрашивается ответ - она изучает общество: ведь именно так переводится с латинского ее корень, слово societas. Однако и экономика, и история, и многие другие науки тоже изучают общество! Действительно, у них и у социологии общий  объект  исследования.

Специфика же  предмета  социологии состоит в том, что общество рассматривается ею как сложный механизм, как самодостаточная система, живущая по своим собственным законам.

Социологи считают, что общество имеет над человеком определенную власть, которую тот не всегда и ощущает. Это власть таких понятий, как социальный институт, социальные нормы, социальная иерархия, социальный порядок… Всё это, действуя в обществе, находится как бы сверху над людьми. Социум часто называют «реальностью особого рода» (sui generis). При этом считается, что такая реальность как целое - это нечто большее, нежели просто совокупность людей.

Согласно этим представлениям и построено мышление профессионального социолога: все общественные события он рассматривает с точки зрения влияния на людей культурных норм, социальных институтов и взаимодействия различных социальных групп. Например, когда известнейший ученый Макс Вебер в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» делает вывод, что деловые способности и  предпринимательский дух развиты у людей протестантского вероисповедания сильнее, чем у католиков, он поступает как типичный социолог. Рассматривать взаимосвязь между группой людей и теми или иными их представлениями для социолога вполне привычно.

Профессионал должен дружить с цифрами. Ведь часто основным источником информации служат ответы сотен или даже тысяч респондентов - опрашиваемых людей. Этот обширный материал перекодируют в числа и сводят в единую таблицу. Профессионалу нужно уметь анализировать такие таблицы и делать из них содержательные выводы. Для этого используются различные методы анализа данных - например, факторный анализ (анализ скрытых факторов, влияющих на ту или иную тенденцию) или кластерный анализ (автоматизированная группировка наблюдений в однородные классы). Всё это количественные методы: они используют математические модели и оперируют цифрами. А на основе полученной информации строят модели, описывающие реальность. Допустим, ставится задача построить модель, описывающую финансовое поведение определенной группы людей. Результатом решения такой задачи может стать уравнение, описывающее влияние различных факторов (возраст, доход, количество детей) на размер сбережений человека.

Для познания реальности социология использует также и качественные методы.

  • Это глубинные интервью.
  • Это фокус-группы - нечто похожее на групповое интервью.
  • Это проективные методики (которые берут свое начало в психологии), наблюдение и другие методы.

И здесь специалисту необходимо тоже проводить анализ, но уже связанный не с исчислением, а с поиском. Социолог ищет в текстах интервью общие причины, следствия, схожие жизненные ситуации, характеристики, группирует объекты или явления по типам. Применительно к качественным методам можно поставить, скажем, такую задачу: выделить значимые для избирателей характеристики политических лидеров (харизма, наличие четкой программы партии, возраст, образование, наличие детей) и описать условные «типы» голосующих, которые хорошо воспримут агитационные плакаты и лозунги, подчеркивающие эти качества у кандидата.

Социологическая группа на митингеТаким образом, социолог - это, в идеале, человек, который обладает одновременно и аналитическими способностями, и интересом к гуманитарным наукам. С одной стороны, в его рассуждениях прослеживается четкая логика, он умеет анализировать информацию и синтезировать выводы, он знает математику и, в частности, теорию вероятностей. С другой стороны, он неравнодушен к культурным, социальным и политическим проблемам, любит дискутировать. Подобное сочетание, наверное, встречается не часто. Однако если вы узнали в себя в этом «портрете», то, возможно, вам стоит задуматься над выбором социологического образования.

Образование

Если говорить о Москве, то существует несколько вузов, в которых можно обучиться этой профессии: ГУ-ВШЭ, МГУ, РГГУ, ГУУ, РУДН, ГУГН, РГСУ и др. В одних вузах делается упор на теоретическую социологию (ГУУ, РУДН, РГСУ), в других - на практическое ее применение. Так, в Высшей школе экономики - признанно сильные кафедры экономической социологии и математических методов, что часто востребовано в маркетинге, рекламе. А обучаясь в Российском государственном гуманитарном университете, можно заниматься экономической, политической социологией и пиаром. По поводу МГУ что-то определенное сказать пока сложно, поскольку в связи с недавними неприятными событиями на уровне руководства факультета учебные курсы могли претерпеть изменения.

В любом случае, список вузов не слишком большой. Поэтому заинтересовавшемуся абитуриенту стоит зайти на сайт каждого из них и полюбопытствовать, какие там читаются дисциплины, кем они читаются (докторами наук или неизвестными преподавателями), предлагают ли международные программы обучения, популярна ли научная деятельность среди студентов факультета, проводятся ли конференции. Нелишне также посмотреть на стоимость обучения и на цифры конкурса: не всегда, но часто эти показатели прямо пропорционально зависят от качества преподавания. Ну и, конечно, общение со студентами и выпускниками интересующих вас вузов довершит картину обучения взглядом «изнутри». Для этого также можно воспользоваться Интернетом и поискать в социальных сетях («ВКонтакте» или в «Живом журнале») сообщества социологов, учащихся или учившихся в конкретном вузе, которые наверняка с интересом расскажут о своем учебном заведении.

Что касается собственно обучения, то, как уже было сказано, в разных вузах оно неодинаково, и наличие конкретного набора основных дисциплин лучше проверить на соответствующем сайте. Но в наиболее общем случае будущим социологам предложат предметы, условно говоря, трех направлений. Во-первых, это математическое направление - высшая математика, теория вероятностей, математическая статистика, компьютерный анализ данных. Во-вторых, это теоретические дисциплины - общая социология, история социологии, современные социальные теории, социология культуры, экономическая социология. В-третьих, это прикладные дисциплины - методы социологических исследований, маркетинг, брендинг, социология рекламы, политология.

Студенты анализируют классические тексты, сравнивают идеи, вникают в непростые для понимания труды основателей социологии (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм) - и пишут теоретические работы, показывая свой уровень понимания мировой социологической мысли. Также они, как правило, проводят хотя бы одно собственное исследование. Оно должно включать в себя все части настоящего профессионального изыскания - постановку проблемы и выдвижение цели, задач и гипотез, обзор литературы и уже имеющихся отчетов, сбор информации и обработку данных, написание выводов и презентацию перед «заказчиками» (преподавателями, коллегами). Кстати, опыт проведения подобного рода проектов - особенно если студент стоял во главе исследовательской группы - весьма ценится работодателями.

Работа

В основном работу по специальности предлагают компании, занимающиеся маркетинговыми («ГФК-Русь», «Комкон», «Ромир Мониторинг», TNS Gallup Media, AC Nielsen), прикладными социологическими или политическими исследованиями (ФОМ, ВЦИОМ, «Левада-центр»). Также в социологах нуждаются некоторые рекламные агентства, где есть собственный исследовательский отдел.

Мужчина проводит социологический опрос среди дамО том, чем конкретно занимается та или иная компания, можно прочитать на ее сайте в Интернете. Клиенты у таких компаний разные - производители потребительских товаров; реже - компании, предоставляющие услуги; также политические партии и госорганы. Однако схема работы с заказчиками примерно одна и та же. Клиенты дают агентству заказ на проведение исследования, подробно описывая цель (например, выбрать наилучшее название для нового бренда шоколада). Определяются сроки, бюджет и методы исследования. Далее агентство разделяет задание на части, отдает каждую часть на выполнение в определенный отдел - а затем собирает полученные результаты и презентует их заказчику.

Для успешных студентов устроиться в подобные компании обычно не составляет труда. Причем даже на дневном отделении работу можно совмещать с учебой, начиная примерно с третьего курса, когда основные знания уже получены. Другой вопрос, устроит ли такая работа самого будущего специалиста: маркетинговые и рекламные агентства обычно предлагают не слишком высокую заработную плату (ниже, чем, скажем, консалтинговые компании или банки). Кроме того, первые год-два могут быть связаны с весьма рутинной работой, да и позднее творческие порывы социолога ограничиваются рамками той задачи, которую поставил перед ним клиент, - так что приходится заниматься узкоспециализированной деятельностью.

Однако есть случаи, когда действительно светлые головы начинали свою карьеру с подобных позиций, потом росли внутри компании, далее уходили в другое место на повышение - а в итоге основывали собственные агентства. Но это, скорее, исключение, чем правило.

Есть и другой путь профессионального развития - заниматься наукой (правда, в этом случае придется еще обучаться в аспирантуре). И если преподавательская деятельность приносит тоже не очень большие деньги, то проведение исследований на выигранные гранты зарубежных или даже российских организаций (например, Министерства образования) - это то поле деятельности, где конкуренция среди ученых пока относительно невелика. Причем такие проекты позволяют человеку не только зарабатывать, но и познавать что-то новое, самому распоряжаться собственным временем, ездить бесплатно на международные научные мероприятия. Социология в своем развитии идет вперед, и возможности построения карьеры в этой сфере будут неуклонно расти.

Есть и еще один вариант - получить качественное социологическое образование в хорошем вузе, а по его окончании найти работу в отрасли, где требуются схожие навыки. Социологи работают в сферах аналитики, консалтинга, развития персонала, пиара, ведут тренинговую деятельность - у всех есть возможность заниматься любимым делом. Хочется надеяться, что сейчас вы поняли, насколько социология может входить в круг и ваших интересов.

Автор статьи: Анна Балабанова, выпускница социологического факультета ГУ-ВШЭ, менеджер по развитию бизнеса ключевых заказчиков, компания Procter & Gamble

Понравилось? Поделись: