Модели дистанционного обучения

Содержание

К сожалению, единой, общепринятой системы разделения моделей ДО на виды, пока что не существует.

Но вы можете выбрать одну из классификаций, которая по вашему мнению, наиболее корректно описывает модели дистанционного обучения.

Классификация ВоронинойПример модели ДО

  1. Заочное образование в традиционном российском формате;
  2. ДО открытого типа, как усовершенствованная разновидность заочного, реализуемого при помощи ИКТ;
  3. Телеобразование. Дистанционная модель, предполагающая применение озвученных презентаций, видео-, аудио- и online конференций для обеспечения контакта между учащимися и преподавателями;
  4. Виртуальные аудитории и виртуальные учебные заведения, созданные при помощи использования телеконференций и обучающего программного обеспечения.

Список моделей ДО по версии I.B.J. Seinen и R.S.J. Tuninga

  1. Консультационная модель. Организация дистанционного обучения осуществляется при условии регулярного посещения обучающимися специальных консалтинговых центров. В таких центрах с учащимися взаимодействуют тьюторы (преподаватели-кураторы). В их задачи входит организация прослушивания дистанционных лекций, а также консультирование учащихся, предоставление им рекомендаций и разъяснений. Контроль обучения реализуется посредством проверки выполненных обучающимися заданий для самостоятельной работы;
  2. Переписка. Предполагает отсутствие личного контакта между участниками образовательного процесса. Обмен образовательными материалами, равно так же, как и заданиями, а также консультационный процесс, осуществляются посредством почты, факсов, телефонов или ресурсов компьютерных сетей;
  3. Регулируемое обучение. При этой модели абсолютно самостоятельно изучаются образовательные материалы. Уровень усвоения материала контролируется посредством системы тестирования.

Модели ДО по версии А.А. Андреева

  1. Кейсовая. Основывается на самостоятельном усвоении учащимися комплексов образовательных материалов. В этих комплексах заключается методико-программный набор, в котором все знания структурированы и логически объединены между собой. Занятия и сессии (как и "начитки") проводятся в основном учебном учреждении и в его региональных структурных подразделениях;
  2. Корреспондентская. Реализуется как без очного общения, так и без общения опосредованного средствами видео- или аудио- связи. Взаимодействие между тьюторами и обучающимися проходит полностью посредством почтовой переписки;
  3. Радиотелевизионное обучение. Эта модель подразумевает применение для организации образовательного процесса мощностей, возможностей и ресурсного потенциала радиотрансляционных сетей и телевидения. Такой вид ДО широко распространен в Канаде;
  4. Сетевое обучение. Образовательный процесс реализуется исключительно при помощи возможностей сети Интернет;
  5. Модель мобильных технологий. В этом случае, обучение предполагает портативные и ПК или другие подобные мобильные технические средства.

Классификация моделей ДО согласно концепции Института ЮНЕСКОВид структуры ДО

  1. Единичная. Образовательная организация реализует исключительно только программы ДО;
  2. Двойная. Учреждение реализует и очные учебные мероприятия, и программы, являющиеся сегментарно дистанционными, а в определенной степени – стационарными;
  3. Смешанная. Реализуется только очные образовательные программы, но некоторые их сегменты предполагают дистанционное обучение;
  4. Консорциум. Несколько учреждений объединяются между собой с целью реализации образовательных процессов. Такие компаньонские организации могут распределять между собой некоторые функции и даже использовать общую базу учебных материалов;
  5. Франчайзинг. Учебные организации-компаньоны могут передавать друг другу курсы ДО;
  6. Удаленные аудитории. Для реализации образовательного процесса используются методы дистанционного обучения, предполагающие, что занятия в стенах вуза синхронно транслируются по внешним коммуникациям в виде теле- или радио- передач или в качестве видеоконференций. На другом конце видеосвязи, трансляцию наблюдает либо группа лиц, находящихся в удаленной аудитории, либо неограниченное число слушателей, имеющих доступ к точке приема трансляции.

Модели ДО по Е.С. Полату

Данный перечень широко известен. Он состоит из таких видов моделей ДО:

  1. Обучение по аналогии с экстернатурой. Программы обучения реализуются государственным образовательным стандартам и являются ориентированными на лиц, не могущих обучаться стационарно, в стенах учебного заведения;
  2. Университетское обучение на базе одного вуза. Такая модель может быть реализована вузом, обладающим классическим очным отделением. Таким образом, дистанционное обучение с применением ИКТ будет дополнительным по отношению к основному, очному;
  3. Консорциум. Работники организаций-компаньонов в совместно создают учебные планы ДО, используя общие методические и образовательные материалы. В качестве компаньонов могут выступать не только вузы, но и их отдельные структурные подразделения, а также радио- и теле- компании и другие общественные, информационные и образовательные институции;
  4. ДО на базе специализированных организаций, учрежденных специально и исключительно для реализации программ дистанционного образования;
  5. Автономные системы обучения. Эта модель базируется на применении только CD-дисков и других компьютерных носителей, а также при использовании радио- и теле- программ и дополнительной печатной литературы;
  6. Неформальное ДО с применением мультимедийных комплексов. Главным инструментом реализации образовательных процессов в данной модели выступают программы, сконцентрированные на самообразовании. При этом, неформальное ДО также предполагает  возможность получения обучающимся квалифицированных консультаций.

Понравилось? Поделись: