Повышение квалификации учителей и педагогических работников

Содержание

Одним из элементов, составляющих компетентность специалистов, реализующих образовательные программы в школах основного образования , является регулярное прохождение ими курсов, в рамках которых производится повышение квалификации работников образования. ФГОСТ и законодательство РФ регламентируют, что преподаватели и другие педагогические работники этого уровня обязаны периодически проходить программы повышения квалификации по своему профилю.

Примеры программ

Учительница преподает

  1. Содержание ФГОС основного общего образования для учителей (по профильным предметам) школ, а также механизмы реализации данных стандартов. В рамках данной программы производится повышение квалификации учителей по ОБЖ, информатике, музыке, математике, обществознанию, русскому языку, физкультуре, иностранным языкам, химии, географии, физике, истории и биологии. Программа состоит из 108 академических часов, реализация которых осуществляется на протяжении двух месяцев. Цена обучения – 7 400 рублей по очно-заочной или 4 000 рублей по дистанционной форме. Основные разделы курса:
    • ФГОС для школьного образования в рамках соответствия государственной политике в сфере образования;
    • Проблемы, перспективы и опыт введения в ФГОС ООО;
    • Информационная среда в школе в качестве главного условия реализации ФГОС ООО, а также планирование результатов проведения обучения;
    • Практические и методические материалы как помощь в реализации ФГОС ООО;
    • Педагогическая компетентность учителя в качестве залога успешной реализации образовательных задач;
    • Экспертиза образовательных продуктов и их презентация;
    • Современные технологии как инструмент достижения искомых результатов согласно ФГОС ООО;
  2. Организация издательской деятельности в учебных заведениях. Стоимость полного курса – 16 000 рублей. Длительность прохождения данной программы составляет 72 академических часа. Обучение направлено на повышение квалификации педагогических работников, а также администрацию и преподавателей школ, на базе которых создаются ученические печатные издания и книжные издательства. Содержание программы:
    • Организация издательско-редакционного отдела (положение о РИО, правовой и законодательный сегменты этой сферы, работа, взаимодействие и контактирование РИО с другими организациями и предприятиями, должностные обязанности сотрудников, штатное расписание, взаимодействие РИО с структурными подразделениями школ, а также любых других учебных заведений);
    • Корректура (набор текста, списки литературы, правила оформления печатной продукции, основные и наиболее часто используемые в печати и корректуре знаки, аппарат издания, выходные сведения);
    • Планирование работы РИО (план выпуска, оценка эффективности работы РИО, расчет сроков подготовки изданий и нормы выработки);
    • Художественное редактирование и верстка (таблицы, оформление подрисуночных подписей и иллюстраций, InDesign, размещение текста, форматы, графика, страницы и шаблоны, типографика, фреймы, слои и моделирование объемов, стили);
    • Издание учебно-методической литературы (работа с авторами, внешнее и внутреннее рецензирование, требования к оригиналам от авторов, классификаторы ББК и УДК, ISBN-номера, этапы выхода рукописи в печать);
    • Общие положения в редактировании (нюансы при работе с разнообразными видами литературы, передовая практика в редактировании, навыки и приемы редакторского анализа);
  3. Современные ИКТ-технологии в учебном процессе начальных школ при условии реализации ФГОС. Повышение квалификации педагогов по данной программе стоит 6 000 рублей. Программа состоит из 72 академических часов. Обучение рассчитано на школьных педагогов и в первую очередь, на тех преподавателей, которые впервые столкнулись с использованием информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Кроме того, курс вполне подходит и учителям, которые желают обновить собственные профильные навыки и привести свою компетентность в соответствие современным стандартам. Краткое содержание программы обучения:
  • Эффективная работа с полной версией пакета офисных программ Microsoft, знакомство с операционной системой Windows 7;
  • Общие сведения об ИКТ технологиях в современной системе школьного образования;
  • Использование современных электронных мультимедийных презентаций в реализации школьных образовательных программ;
  • Преподавание информатики в младших, средних и старших классах школы;
  • Образовательные ресурсы в сети Интернет;
  • Санитарно-эпидемиологический, психологический, дидактико-методический и эргономический сегменты процесса преподавания информатики;
  • Взаимодействие с интерактивным оборудованием SMART Board.

Топ-5 учебных организаций, в которых можно пройти данные программы

  1. ИДПК (дистанционно по всей территории РФ);
  2. Институт Современного Образования (Воронеж и дистанционно по всей территории РФ);
  3. МИПК им. И. Федорова (колледж в Москве);
  4. УЦ «Магистр» (дистанционное обучение по всей территории РФ);
  5. МСГИ (институт в Москве).

Специфика обучения и альтернативы, критерии, которым должны соответствовать слушателиУспешная учительница

Как и для любых других профессиональных профилей, повышение квалификации учителей в своей специфике зависит от тематики той или иной конкретной программы повышения квалификации педагогических работников. Согласно закону РФ № 273-ФЗ, учителя имеют обязаны проходить программы ДПО, к которым относятся и курсы повышения квалификации, не реже, чем раз в 3 года. Ответственность за организационный процесс по реализации образовательных программ данных категорий для школьных преподавателей возложена, в первую очередь, на органы государственной власти всех уровней. К прохождению квалификационных курсов допускаются дипломанты вузов и ссузов, обладающие специальностью профилю, соответствующему тематике курса, либо студенты, получающие высшее педагогическое образование или средне-специального уровня.

Требования к компетентности и квалифицированности педагогических кадров, равно как и критерии количества академических часов, которое должно содержаться в программах ДПО для педагогов, регламентированы положениями, установленными документацией, в которой изложено содержание ФГОС.

Эксперты отмечают, что наиболее популярными в данном сегменте ДПО среди школьных учителей являются программы обучения, в рамках которых специалисты могут адаптировать свою профессиональную деятельность и актуализировать профильные навыки под условия современных ФГОС. Также, популярны тренинги и семинары, на которых можно изучить лучшие методы и технологии решения заданий государственного экзамена категории «С».

Отдельно следует отметить, что многие учебные заведения предоставляют возможность педагогическим работникам бесплатно проходить популярные программы повышения квалификации, семинары, мастер-классы и тренинги. В Москве например, распространено мнение, что МИОО обладает монополией на повышение квалификации учителей. Следует отметить, что не все учителя довольны качеством реализации бесплатных программ в данном институте. Учителя музыки, например, считают, что курсы повышения квалификации, организовываемые для них в МИОО, являются морально устаревшими и неэффективными, поскольку большинство лекторов данного профиля не имеет прямого отношения к музыке и не обладает опытом преподавания в школах основного образования.

Лицам, желающим пройти повышение квалификации педагогических работников, трудно найти в Москве альтернативу этому образовательному учреждению. Все из-за того, что учителя привыкли мыслить шаблонно и стереотипно. Например, НИУ ВШЭ также реализует бесплатные программы ДПО для школьных педагогов. Достаточно обладать начальными навыками пользования поисковыми системами сети Интернет, чтобы знать, какая именно популярная академия повышения квалификации работников образования или какой ведущий институт повышения квалификации учителей в ближайшее время будет проводить набор слушателей на кусры повышения квалификации учителей.

К тому же, в настоящее время, на просторах рунета легко можно обнаружить множество образовательных ресурсов, принадлежащих реальным, аккредитованным организациям, дистанционно реализующим программы повышения квалификации учителей официально, полноценно и на законных основаниях. При этом, участники таких курсов, полностью освоившие все учебные материалы и прошедшие все аттестационные мероприятия, в большинстве случаев, становятся обладателями удостоверений о повышении квалификации именно государственного образца.

В качестве примера такой образовательной организации можно привести институт повышения квалификации работников образования ИДПК, на базе которого на постоянной основе реализуется ряд бесплатных программ повышения квалификации для педагогических работников, а также организовывается повышение квалификации преподавателей вузов. Вопреки бытующему в преподавательской среде мнению, дистанционное повышение квалификации учителей по качеству не уступает очному варианту прохождения подобных образовательных программ. Наоборот, дистанционная форма обучения во многом превосходит очную и вечернюю, а для такой категории слушателей, как педагоги, вопросы самоконтроля, самообучения, самоорганизации и самодисциплины, как правило, не являются проблемными.

Кроме того, время от времени, преимущественно в весеннее время года, те или иные вузы запускают разовые бесплатные квалификационные курсы для школьных преподавателей, реализуемые как в очной или вечерней, так и в дистанционной форме. Держите руку на пульсе времени, не отставайте от прогресса и при желании, вы всегда сможете получить качественное последипломное образование.

Читайте также про курсы профессиональной переподготовки учителей.

Понравилось? Поделись: