Бакалавры и магистры

Болонские принципы предполагают переход на двухуровневую систему обучения: бакалавр — магистр, оценку качества по общеевропейской шкале, выдачу дипломов международного образца, академическую мобильность между вузами.

Хотя некоторые вузы уже начали плавный переход к обучению по-новому и процесс принятия соответствующего закона не остановить, споры и дискуссии на этот счет не умолкают и по сей день. Нужна ли нам западная модель, ежели российская система образования считается одной из лучших в мире? Всем известно, каков спрос за рубежом на наших программистов, математиков, биологов, несмотря на «неконвертируемость» их дипломов. А с другой стороны, — разве нас всё устраивает в системе высшего образования? Разве мы сами не говорим о необходимости его реформирования? К тому же существует проблема непризнания российских дипломов за рубежом, и тем россиянам, которые стремятся устроиться на работу в европейских странах, приходится их защищать, что получается далеко не всегда.

По мнению министра А. Фурсенко, переход на болонские принципы повысит качество преподавания в отечественной высшей школе. В то же время ректор МГУ им. М. В. Ломоносова В. Садовничий полагает, что некоторые вузы, к примеру, МИФИ, Физико-технический университет и, конечно же, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, не нуждаются в новой системе. Они и сейчас являются гарантами качества.

Как правило, дискутируют те, кто организует учебный процесс, ответствен за него. Но грядущие изменения прежде всего затронут тех, кто по другую сторону «баррикад» — студентов. Им получать высшее образование, с которым идти по жизни. Что думают о переменах они? Хотят ли учиться по-новому, готовы ли к этому?

Пока немного робеют…

Девушка в головном уборе бакалавра позирует на фоне группы студентовНачиная исследование, социологи предполагали, что основная масса опрошенных будет нацелена на диплом специалиста.

Ведь новая система еще не пересеклась с реалиями рынка труда и для работодателя диплом магистра, по сути, равнозначен диплому специалиста.

Тем не менее результаты опроса показали: превалирующая доля студентов намерена получить диплом магистра (55%), специалиста — 41, бакалавра — 4%.

Была прослежена тенденция: чем больше на том или ином факультете развита магистратура, тем сильнее в ней заинтересованы его студенты. Видимо, здесь играет роль уровень информированности о магистерских программах. Кто наслышан меньше, тот и осторожнее в своих предпочтениях.

Чем младше курс, тем больше студентов намерены получить диплом магистра. Вероятно, младшекурсники формируют свои образовательные установки еще на этапе абитуриентства, под воздействием агитации в вузах. Кроме того, студенты младших курсов сознают, что, в отличие от других, им почти наверняка придется учиться по-новому, а потому воспринимают новшество как данность.

Любопытно: за магистратуру высказалось и большинство студентов-юристов. Ведь существует стереотип, что юридическое образование и система «4+2» — вещи несовместимые. Исследование же показало, что такое представление для современных студентов не актуально.

И вот еще какой факт заслуживает внимания. Половина опрошенных считает, что многие работодатели (56%) оценивают диплом магистра неадекватно. Тем не менее, студенты склонны выбирать именно магистратуру.

Это говорит о том, что они, делая выбор, живут не сегодняшним днем, а ориентируются на будущее, связывают с получением диплома международного образца большую социальную и географическую мобильность. Важно и то, что студенты позиционируют магистратуру с получением более качественного образования. Причем ценность степени магистра осознают и те, кто симпатизирует традиционной пятилетней форме обучения.

Тех же, кто намерен стать бакалавром и на том остановиться, немного. Их незначительное количество подтверждает мысль о существующем среди студентов негативном отношении к данному диплому. Причина очевидна — его малый вес на российском рынке труда. Если на Западе бакалавр вполне конкурентоспособен, то большинство наших работодателей расценивает его образование как незаконченное высшее.

… и смотрят в свои кошельки

Стратегия выбора формы обучения рассматривалась в разных аспектах. В частности, социологов интересовало, каковы будут действия студентов при отсутствии или наличии платы за обучение.

Был задан вопрос: «Как вы поступите, если в магистратуру будут принимать всех желающих на бесплатной основе?» В этом случае почти 70% опрошенных выразили желание продолжить учебу в магистратуре и только 20% получить диплом специалиста.

Фото: Студенты магистратуры на лекции Хотя число желающих быть магистрами превышает количество тех, кто этого не хочет, бесплатная и общедоступная магистратура привлекает не всех. Видимо, в этом случае возникает угроза девальвации магистерского диплома, а потому теряется смысл более длительного по срокам обучения.

Другой вопрос звучал так: «Каковы ваши действия, если студенты-бюджетники при поступлении в магистратуру останутся на бюджетных местах, а коммерческие — на коммерческих при прежнем уровне оплаты за обучение?» В этой ситуации 72% студента-бюджетника и 26% из числа обучающихся на коммерческой основе готовы поступать в магистратуру.

Одним из главных факторов, влияющих на решение, поступать или нет в магистратуру, является плата за обучение. Неудивительно, что опрос выявил следующее: в магистратуру в основном идут студенты-бюджетники (59%), а те, кто обучается на коммерческой основе, предпочитают диплом специалиста и магистра в равной степени.

Это объясняется тем, что бюджетники более чем «платники», уверены в своих силах поступить на магистерскую программу бесплатно. Ведь только 14% бюджетников смогут оплачивать обучение в случае необходимости. А значительная доля студентов вынуждена будет отказаться от магистратуры по причине финансовых трудностей.

Среди коммерческих студентов тех, которые могут платить, больше, — 42%. Намереваясь потратить существенную сумму денег на получение высшего образования, эти студенты предполагают окупить затраты в будущем, заняв хорошо оплачиваемую должность.

Что же касается выбравших диплом специалиста по убеждению, вопрос магистратуры их не волнует, им безразлично, как будет проходить в вузах внедрение системы «4+2».

Они не боятся экзамена!

Влияет ли на выбор студентов наличие или отсутствие вступительных экзаменов в магистратуру? Здесь предлагалось два пути: зачисление туда по рейтингу за все годы обучения (где-то 20%) или же вступительные экзамены, как в бакалавриат. При этом поступать туда будут также молодые люди из других факультетов и вузов.

В ходе опроса выяснилась удивительная картина: при отсутствии экзаменов, желающих стать магистрами оказалось меньше. А при наличии экзаменов — больше. Парадокс, да и только! Половина опрошенных готова сдавать вступительные экзамены в магистратуру. А 36% — при наличии таких экзаменов решили бы учиться традиционно 5 лет.

Или — или

Радость от успешной сдачи экзамена В случае отмены 5-летней системы высшего образования получить диплом магистра предпочло бы подавляющее большинство 74%, в то время как диплом бакалавра — 11%. Главная причина непопулярности бакалавриата — существующее в настоящее время представление о дипломе бакалавра как о неполном высшем образовании.

Интересно, а как поступят при отмене «пятилетки» те студенты, которые сейчас нацелены на диплом специалиста? Опрос показал: 57% намерены поступать в магистратуру и только 16% ограничатся бакалавриатом. Надо отметить, что среди этой категории много сомневающихся. Среди них наиболее высока доля затруднившихся с ответом и выбравших вариант анкеты «другое».

Очевидно, что смена формы обучения с пятилетней формы на «4+2» будет происходить для них наиболее болезненно, потребует переосмысления прежних установок, жизненных планов. Организаторам учебного процесса надо учесть, что количество таких студентов достаточно велико: 41% среди всех студентов.

Скажите, почему

Студентам был задан вопрос о причинах выбора того или иного диплома. Выяснилось, что наиболее распространенной причиной выбора диплома магистра является хорошее, более полное и качественное образование, даваемое в магистратуре.

Любопытно, что преимущество в трудоустройстве, возможность больше зарабатывать, быстрее продвигаться по карьерной лестнице заняли в иерархии мотивов второе место, а престиж данной степени диплома оказался только на третьем месте по частоте упоминания.

Таким образом, для этих студентов диплом магистра важен не как таковой. Они заинтересованы не в получении «корочки», а именно в глубоких знаниях.
Мотивы получения диплома специалиста имеют другую природу. Они связаны с оптимальным соотношением затрачиваемых на обучение времени и средств. Утрируя — речь идет просто о получении «корочек», чтобы устроиться на работу. Ведь на магистра учиться дольше, труднее. Диплом же бакалавра неконкурентоспособен, а получить высшее образование надо. Следовательно, получается, что наиболее подходящий вариант — диплом специалиста, всем понятный, признанный на рынке труда.

Относительно же диплома бакалавра, есть основания считать, что его хотят получить те, кто думает сменить специальность или доучиться в другом вузе, а возможно, и за границей. В меньшей степени присутствует желание скорее закончить обучение.

Понравилось? Поделись: