Синергия: над шапкой

Какие бывают виды подготовительных курсов

Какие существуют виды подготовительных курсов и как выбрать именно те, которые подойдут именно вам? Узнайте, на что стоит обратить внимание, чтобы выбранные вами курсы принесли максимальную пользу и эффект при поступлении.

Школьникам, своевременно не озаботившимся участием и победами в олимпиадах, что, как известно, заметно влияет на зачисление в институт без экзаменов, остается прибегнуть к помощи репетитора или начать посещать подготовительные курсы, работающие сейчас при каждом институте. Ни тот, ни другой вариант не гарантирует поступления в вуз, но, несмотря на это, все большее число абитуриентов выбирают такую форму подготовки.

Чему отдать предпочтение — каждый выбирает сам. Если для уверенного усвоения материала вам необходима тишина, если любая помеха извне выбивает вас из колеи, лучше всего заниматься с репетитором, причем тет-а-тет. Если же соседство с подобным себе нисколько не мешает, напротив, чувство локтя увеличивает скорость восприятия информации, идите на курсы. Тем более что на курсах вы будете уверены в том, что и преподаватель, ведущий занятия, и их тематика имеют прямое отношение к данному вузу.

Главная цель посещения курсов — пополнение полученных в школе знаний и приобретение навыков, необходимых для сдачи ЕГЭ и вступительных экзаменов.

Пожалуй, самое важное то, что преподаватели курсов объясняют, на что следует обратить особое внимание, что примерно будет на вступительном экзамене, какие вопросы чаще всего вызывают затруднения у абитуриентов. Еще одна цель — чего никак не получишь, занимаясь с репетитором, — адаптация и подготовка к студенческой жизни. Только курсы дадут вам возможность поближе узнать преподавательский состав вуза, прочувствовать атмосферу студенческой жизни, познакомиться с традициями данного учебного заведения. Такие знания не будут лишними. Привычная обстановка аудиторий, знакомые лица преподавателей исключат чувства тревоги и неуверенности, часто сопровождающие экзамены.

Существует несколько видов подготовительных курсов, различающихся по длительности обучения.

  • Курсы продолжительностью от двух недель до одного месяца проводятся непосредственно перед вступительными экзаменами (в июне–июле). Они рассчитаны на абитуриентов, имеющих стабильные знания по выбранной дисциплине. Их цель — «освежить» полученные прежде знания, систематизировать их, адаптировать к требованиям института.
  • Курсы сроком от двух до четырех месяцев могут проводиться в любое время года. За время обучения на них абитуриенты имеют возможность восстановить в памяти бoльшую часть школьной программы, определить пробелы в своих знаниях и ликвидировать их. Как правило, на таких курсах преподаватели довольно подробно разбирают задания из экзаменационных билетов, дают небольшой по объему, но необходимый лекционный материал, указывают перечень литературы для самостоятельной работы.
  • Курсы продолжительностью более четырех месяцев обычно начинаются в октябре и заканчиваются за месяц до выпускных экзаменов. Абитуриенты могут посещать такие курсы как в вечернее время, так и в выходные дни. Наиболее серьезная подготовка осуществляется именно на таких занятиях, кроме того, полученная информация — более полная.
  • Кроме очных существуют и заочные курсы. Суть их в том, что вуз обеспечивает старшеклассника необходимой методической литературой и дает задания. Старшеклассник выполняет дома письменные работы и отсылает (или отвозит) их обратно; чуть позже ему сообщают оценку с указаниями на ошибки и рекомендациями к повторению тех или иных тем. Такая форма подготовки подходит для тех, кто по каким-либо причинам не может посещать очные подготовительные курсы. Продолжительность таких курсов колеблется от нескольких месяцев до двух лет, а результативность обучения зависит исключительно от самостоятельности и ответственности абитуриента.

Стоимость обучения на подготовительных курсах обычно пропорциональна количеству часов аудиторных занятий. В некоторых вузах она меняется в зависимости от выбранной специальности. Например, в Российском университете дружбы народов цена варьирует от 5070 до 13 260 рублей за семестр. Самой дорогой является специальность «международные отношения» на факультете гуманитарных и социальных наук. В числе самых дешевых — «энергомашиностроение», «горное дело», «геология и разведка месторождений полезных ископаемых».

По законодательству выпускники подготовительных курсов не имеют никаких льгот при поступлении. Но во многих вузах слушатели курсов при равенстве конкурсных баллов с другими категориями абитуриентов получают преимущественное право во время зачисления. Во Всероссийской государственной налоговой академии Министерства по налогам и сборам для абитуриентов, посещающих подготовительные курсы, предусмотрена досрочная сдача экзамена по русскому языку. В Российской правовой академии Министерства юстиции РФ поступающие по окончании курсов сдают экзамены отдельным потоком в конце июня — начале июля.

И еще один важный момент: на подготовительных курсах не начинают «с нуля», абитуриент уже должен обладать определенным объемом знаний. Преподаватели, ведущие предэкзаменационные занятия, — не чародеи, у них нет волшебных палочек, которыми стоит только взмахнуть, и учащийся познает все нравственные идеи четырехтомной эпопеи «Война и мир». Абитуриенту надо иметь некий запас знаний и умений и хотя бы более-менее представлять, что именно ему нужно.

Мнение слушателей

Напоследок — мнение тех, кто уже познал на собственном опыте, что же это такое — подготовительные курсы.

Маргарита, окончившая в этом году вуз, рассказывает: «Я не посещала курсы при университете и не занималась дополнительно с преподавателями этого вуза, потому что работала по специальности и готовилась к поступлению, что называется, сама по себе. Но я получала задания с заочных курсов, и это помогло мне успешно сдать вступительные экзамены. Еще я раз в неделю занималась с преподавателем английского языка в школе. У нас был хороший гуманитарный класс, и нас научили получать нужные нам знания самостоятельно».

Алена, окончившая в этом году школу, также отмечает достоинства заочной подготовки: «Я не посещала очных курсов при университете, я занималась заочно: мне прислали много полезной литературы и методичек. Весь год ходила на репетиторские занятия по английскому и русскому языкам. Это оказалось очень эффективно».

Мария испытала на себе достоинства очных курсов: «Я весь год ездила на курсы выходного дня в университет, куда буду поступать. Знаний прибавилось, стало легче. Но уверенности, что поступлю, все равно нет».

А что говорят родители школьников и студентов? Приблизительно то же, что и Татьяна, инженер-программист, которая поведала: «Сама я на курсах не занималась. Считаю, что они полезны, но при этом необходимо и самостоятельные обучение и подготовка. Без этого, наверное, главного условия никакие курсы не помогут!»

Автор: Светлана и Елена Свининниковы

Читайте далее: