Лучшие технические вузы

Содержание

Чертеж и чертежные инструменты

Вы знаете, куда вы поступите? Нет, не название вуза — а как там учат, знаете? Как организована передача опыта и знаний от профессуры к студентам, знать чрезвычайно важно. Чтобы не было сюрпризов, попробую описать ситуацию в нескольких ведущих втузах Москвы.

Задача высшей школы — подготовка специалистов. Не простых исполнителей приказов, а думающих и творческих личностей, вооруженных знаниями и опытом предыдущих поколений. Хороший преподаватель — это наставник. Его задача — не столько научить, сколько, в первую очередь, увидеть в предложениях и идеях студентов здравое и интересное зерно и взрастить его: дать мыслям ход, заставить идею развиваться.

Существуют вузы, где преподавателям действительно есть дело до студентов. Ведь и не всем студиозусам есть дело до преподавателей и учебы. Не секрет, что для большинства учащихся технических вузов она находится явно не на первом месте. Поэтому особых идей они не выдают, да и на лекции ходят лишь в начале семестра и ближе к сессии.

Куда поступаем?

Для наибольшей наглядности сравним преподавание языков программирования, а так же преподавание спецпредметов.

Если раньше, бывало, на весь университет существовали одна-две специализированные кафедры при каком-либо факультете, которые обучали всех студентов азам программирования, то теперь учитывается, что для разных специальностей объемы этой премудрости разные и специфика тоже различна. На каждом факультете работает соответствующая кафедра именно для этого факультета. Так что на первом курсе есть два предмета, которые ведут «родные» преподаватели, — это введение в специальность и программирование. Ну а спецпредметы предопределяют возможные темы для дипломов и даже аспирантских работ.

Рассмотрим лишь те вузы, в которые изначально идут, чтобы учиться, ибо по-другому там не выжить. Это МГУ, МГТУ, МФТИ («физтех»), МИФИ, МИРЭА, МАИ, МТУСИ, МЭИ.

МГУ

Лидирующие в области программирования факультеты — ВМиК, мехмат, физфак. Да и на других факультетах учат активно использовать возможности вычислительной техники. Подготовка будущих специалистов более чем серьезная. Большинство студентов на момент поступления знают, как минимум один язык высокого уровня и владеют методами и способами алгоритмизации задач. Со второго курса на всех факультетах ведется реальная научная работа — за основу для тем исследования берутся не только предложения и советы профессуры, но и мысли студентов.

Результат — первые места на международных и внутренних олимпиадах и конкурсах.

МГТУ

Группа студентов в строительных каскахИзначально механико-машиностроительный вуз, МГТУ превратился в мощный научно-исследовательский центр с фундаментальной подготовкой, в том числе и по программированию. Знания и умения в создании программ ценятся на любом факультете, так как математическое моделирование в «бауманке» всегда было в почете. Основная задача при дипломном и курсовом проектировании — создание математических моделей исследуемых и разрабатываемых устройств или систем. Поэтому умение быстро и правильно разработать модель для каких-то нужд высоко ценится. (И не только в МГТУ, кстати.) Ну а предметы специализации и дальнейшие научные исследования без моделирования просто не могут обойтись.

Математическое моделирование заключается в том, что работа системы имитируется с помощью решения системы (или систем) уравнений. Проще всего реализовать эту модель в виде программы. Результатом такой программы будут результаты эксперимента; графики, таблицы — аналитические данные. То есть то, что человек может самостоятельно проанализировать и сделать выводы.

На некоторых специальностях учат писать базы данных, программное обеспечение для серверов, сайты, творческие проекты. Также не стоит забывать и о том, что студенты и преподаватели при проведении исследований работают в одной команде.

В МГТУ очень серьезные подходы к обучению, оно необыкновенно плотное — за 5 с половиной лет дают реально много знаний. Да, возможно, половину можно будет забыть, но вот вторая половина может очень и очень пригодиться в дальнейшем. Сачкам и халявщикам тут не пройти. Кроме лекций, практических занятий, лабораторных и научно-исследовательской работы студентов) в «бауманке» проходят научно-технические конференции. Участие студентов там не редкость. Спектр интересов на таких конференциях огромен — от сопромата, материаловедения до лазерной техники и космоса.

Почему в других втузах не так? Для проведения научно-исследовательской работы нужна материальная база — заказ от государства или от частников.

МФТИ и МИФИ

Два физических института. Уровень преподавания математических предметов очень высок. Программирование изучается в первую очередь с позиции моделирования.

Однако моделирование не равно практическим навыкам. Чтобы сделать базу данных, создать сайт, написать простенькую «игрушку», нужно более детальное знание языков программирования. Практические навыки могут быть получены здесь лишь самостоятельно или как бы, между прочим. Все академично и фундаментально. Кому-то — к сожалению, кому-то — к радости. Позиция такая: компьютер — это чтобы считать.

МИРЭА, МАИ, МЭИ

Студенты изучают учебники К сожалению, подготовка средняя, на достойном уровне программирование изучается лишь на физико-математических факультетах. На остальных — или сугубо специальные разделы (программирование для систем искусственного разума, языки низкого уровня — ассемблер, фортран) или простейшие примеры на паскале, С++. Проблема зачастую в том, что преподавателей- «зажигалок» очень мало. Все они или обретаются в вузах типа «бауманки» и МГУ, или давно уже работают в более достойно оплачиваемых областях.

Что же касается диалога между профессурой и студентами в области специализации, то в перечисленных вузах все в порядке. Преподаватели готовы и рады передать свой опыт молодым коллегам. Только вот новационных подходов и перспектив ждать особо не приходится. Если на факультетах и кафедрах информационно-технического направления работают много молодых преподавателей и аспирантов, то на машиностроительных и конструкторских факультетах сидят и пожилые люди. Их знания и опыт велики, но, чаще всего, к современности имеют очень отдаленное отношение.

Научно-технические конференции с участием студентов проводятся и в МАИ.

Основную задачу — передачу опыта и знания коллегам-студентам — все перечисленные вузы выполняют. То есть отказаться от подробных объяснений большинство преподавателей не откажется. Однако новизна и перспективность полученных знаний не везде радуют. Да, в крупных вузах с научно-техническим потенциалом и знания, и опыт профессуры сочетают в себе фундаментальность и новизну. Это касается и специальностей, и программирования. Учиться в таких заведениях непросто. Халтурить не получится. В вузах попроще, с более узкой специализацией или с изначально худшим образованием (МАИ, МЭИ, МИРЭА, МТУСИ), знания и опыт преподавателей стары как мир, зато ими делятся с удовольствием. Новейшие достижения и перспективные научные кадры присутствуют здесь, в первую очередь, на физматах и информационных факультетах и кафедрах.

Что имеем в итоге?

  1. Хотите знаний и заинтересованности в вас преподавателей — поступайте в или на физматы других вузов. Там научат, помогут развить идеи и предложения, но относиться к делу с прохладцей — нельзя.
  2. Хотите специализацию узкого профиля — вперед, в отраслевые институты. Научат, расскажут, покажут. Но за новыми знаниями придется охотиться самим — в Интернете, читать специализированную литературу на иностранном языке.
  3. Нужен просто диплом — добро пожаловать в любой другой вуз. Но потом не жалуйтесь, что в ответ на ваш вопрос раздается: «Сиди, пиши лекцию!»

Понравилось? Поделись: