Обучение в творческих вузах

«Кто в этот мир попал, навеки счастлив стал» … Эти слова из известного мультфильма можно отнести не только к миру кино, но и к миру театра, архитектуры, изобразительного искусства. Со стороны мир творческих людей представляется заоблачно красивым, легким, свободным, эксцентричным - и совершенно недоступным. «Разве может “простой смертный” попасть в этот мир?» - задают себе вопрос многие талантливые молодые люди, выросшие в семьях, далеких от искусства, и отвечают на него, как правило, неверно. Мы авторитетно заявляем: дорога в «счастливый мир» открыта в равной мере как детям великих артистов, так и детям простых слесарей! Конечно, надо признать, что шансы у тех, кто с детства находится в среде искусства, и у тех, кто вынужден пробивать дорогу самостоятельно, начиная путь с нуля - не равны. Но и у тех, и у других шансов вполне достаточно...

Девушка у микрофона. Итак, давайте поговорим о творчестве как о профессии. Архитекторы, режиссеры, операторы, актеры, художники - все эти замечательные люди являются профессионалами, даже мастерами своего дела, и путь в эти прекрасные профессии начинается вполне банально - с поступления в соответствующий институт. Здесь же вас и поджидает первая серьезная преграда. Даже не одна, а целых две: первая - вполне реальная, связанная с конкурсным отбором абитуриентов; вторая - мифическая, связанная со страхом перед якобы совершенно недоступным, заоблачным миром, в который пропуск могут дать только влиятельные родители или огромные деньги. Воистину один из самых опасных мифов о высшем образовании неустанно твердит нам: «Во ВГИКе, в РАТИ (ГИТИСе), в МАРХИ и т. д. учатся только «блатные» дети или те, у чьих родителей завалялся лишний миллион, а если у тебя нет ни того, ни другого, то и думать забудь о творческой профессии».

Большинство из тех, кто связал свою жизнь с творчеством, слышали подобные суждения от родителей, школьных учителей и даже сверстников. Слышали -- и поначалу не догадывались о том, что мнение большинства не всегда соответствует действительности. Вот распространенный вариант развития событий: молодому человеку, не обделенному талантом, художественным вкусом и работоспособностью, с детства внушают, что в творческие вузы невозможно поступить без «блата» и таланты его не применимы в реальной взрослой жизни. Окончив школу, человек поступает в какой-нибудь институт или отправляется на какую-нибудь работу, теряет годы и нервы, но остается верным мечте детства. Немного повзрослев и не найдя себя в других сферах деятельности, наш герой все же решается подать заявление в творческий вуз, и... О чудо! Миф оказывается всего лишь злой выдумкой тех, кто всю жизнь боялся попробовать поступать. Конечно, большинство настойчивых и талантливых осваивают творческие профессии, но достигают статуса успешного деятеля искусств с очень большим опозданием - и в тридцать лет оказываются там, где могли бы оказаться в двадцать, если бы не попались в ловушку общественного мнения.

Не всё так просто

Итак, правда, что в знаменитые творческие вузы поступают не только «блатные», но правда и то, что человеку «с улицы» поступить в такие вузы почти невозможно. Как быть с этим противоречием? Есть несколько важных моментов, которые необходимо учитывать при поступлении.

В любом творческом вузе основным вступительным экзаменом является собеседование, на котором приемная комиссия пытается выяснить не то, насколько хорошо абитуриент усвоил школьную программу, и даже не то, насколько он любит искусство, а то, зачем он поступает!

Кинооператор за работой. Ведь недостаточно просто любить театр, живопись или кино - любить свою мечту можно и издалека, не участвуя в ее судьбе. Экзаменаторам нужно уяснить вашу истинную цель и то, насколько осознанно вы делаете этот шаг: обмануты ли вы мифом о красивой жизни «звезд» - или вам действительно есть что сказать миру; решили ли вы попробовать поступать на всякий случай - или имеете твердую цель и намерены идти до конца, чтобы ее реализовать. Как показывает практика, абитуриент никогда не может ответить на этот, казалось бы, никчемный вопрос с первого раза. В таком случае нужно свыкнуться с мыслью, что первая попытка поступления, скорее всего, окажется неудачной... Однако не стоит отчаиваться и обращать свой гнев на «предвзятых» преподавателей и «блатных» детей. Это - своеобразный жестокий эксперимент, рассчитанный на отсеивание абитуриентов, изначально не готовых к тяжелым испытаниям. Отсрочка поступления на год имеет и положительный смысл: успех в творчестве напрямую зависит не только от таланта и общей эрудиции, но и от собственного житейского опыта, который приходит только, увы, с годами и перенесенными трудностями.

Нередки случаи, когда абитуриент становился студентом с первой попытки, но, наряду с ними, известны истории и тех, кто поступал на протяжении пяти-шести лет. Однако расслабляться, придя на экзамены впервые, тоже нельзя: приемная комиссия должна запомнить вас как целеустремленного, собранного и ответственного человека.

Другая причина неудачи первой попытки, как правило, связана с невозможностью постичь и предугадать все нюансы тех требований, которые предъявляет вам приемная комиссия. Здесь необходима определенная привычка - нужно быть в курсе как общих требований, предъявляемых традицией того или иного вуза, так и личных пристрастий членов комиссии. «Покушение на свободу творчества!» - скажете вы. Вовсе нет. Освоить стандартные приемы какого-либо стиля несложно, но для творческого роста необходимо кое-что еще. Конечно, такое пренебрежение к личности может оказаться чрезвычайно обидным, но комиссия проверяет не ваши способности в том стиле, который вам приглянулся, а способность к постижению самых азов профессии - вашу принципиальную обучаемость. То есть, поступая на операторский факультет ВГИКа, вы можете оставаться в душе ярым приверженцем направления «Догма 95», выступающего против постановочного освещения, но на экзаменах вы должны показать свое понимание основных принципов работы с искусственным светом; а поступая в МАРХИ, вам придется показать владение классическим рисунком, несмотря на ваше давнее увлечение абстракцией.

Еще одной особенностью творческих вузов является их своеобразная структура. Вы поступаете не просто на факультет и кафедру, а в мастерскую, где все вопросы как творческого, так и административного характера решаются более или менее авторитарным мастером, в том числе и вопрос о вашем зачислении в ряды студентов.

Мастер, набирая новый курс, набирает не просто студентов, но Учеников в полном смысле этого слова - тех, кому он может доверить то богатство опыта, которое он стяжал долгими годами творческого труда. В идеальной перспективе у мастера должен сложиться с каждым из учеников творческий тандем, в котором будет развиваться не только ученик, но и сам мастер. За несколько часов экзамена мастер должен распознать в абитуриенте «родную душу». Для вас же такой «индивидуальный подход» может сыграть как положительную (вспомните знаменитую историю поступления Шукшина в мастерскую Ромма), так и отрицательную роль. Иначе говоря, вы можете либо прийтись мастеру по душе, либо нет. А если и нет, то это не означает, что вы неталантливы.

Есть ли альтернатива?

Занятия в художественной школе. Возникает вполне закономерный вопрос: «Если поступление в знаменитые творческие вузы связано с такими сложностями, то не проще ли выбрать вуз поскромнее?» К сожалению, выбор здесь ограничен.

В более выгодном положении находятся будущие актеры: только в Москве существует ряд высших учебных заведений, набирающих ежегодно группы на актерские факультеты. РАТИ (ГИТИС), Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина, Школа-студия (институт) им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТе им. А. П. Чехова, Театральный институт имени Бориса Щукина и ВГИК ежегодно выпускают замечательных, профессиональных актеров театра и кино. Примерно так же дело обстоит и у художников: для получения высшего образования им приходится сражаться за место либо в Московском государственном художественно-промышленном университете им. С. Г. Строганова, либо в Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова, Московском государственном университете печати, РАТИ или ВГИКе. Абитуриенту стоит воспользоваться замечательной возможностью подать документы сразу в несколько вузов.

Гораздо сложнее придется тем, кто грезит карьерой кинорежиссера или кинооператора. ВГИК - и никаких альтернатив...

Несмотря на то, что факультеты режиссуры и операторского мастерства существуют и в ряде других учебных заведений (Академия Натальи Нестеровой, ГИТР), только ВГИК готовит творческие кадры для работы в кино, тогда как прочие выпускают специалистов для работы на телевидении. Зато, совершив усилие и поступив на дневное бюджетное отделение ВГИКа, вы получаете возможность целых пять лет экспериментировать за чужой счет и реализовывать свои творческие идеи на казенной кинопленке. Такие «тепличные условия» - идеальная среда для формирования и развития собственного творческого языка.

В похожей ситуации находятся и архитекторы - на пути к реализации своей мечты им не миновать грозного и пугающего МАРХИ. Архитектор - это, пожалуй, самая сложная из всех творческих профессий, и она требует самого «кропотливого» образования. Строительный университет выпускает прекрасных строительных инженеров и проектировщиков, но эти специалисты далеки от истинного архитектурного творчества так же, как и телевизионщики далеки от кинематографа.

«Но возможно ли вообще обойтись без специального образования, ведь на самом-то деле творчеству нельзя научить?» - конечно, да, однако в таком случае процесс формирования творческой личности растягивается на долгие десятилетия и оказывается куда более утомительным, чем вся эпопея со вступительными экзаменами.

Группа молодых артистов на сцене театра. К тому же, как уже было отмечено, далеко не все профессии поддаются самостоятельному освоению: подавляющее большинство литераторов не имеют отношения к Литинституту, а в кинорежиссуру часто приходят люди из других профессий (по странной закономерности - в основном врачи и архитекторы), но кинооператоров и архитекторов, не имеющих специального образования, встретить почти невозможно.

Однако, наверное, самое важное, что творческий вуз может дать своим студентам - это не практические навыки, не художественный вкус, а специфический круг общения. Иначе говоря, те знакомства, от которых в дальнейшем напрямую будет зависеть карьера. В особой мере, как вы понимаете, это важно именно для тех, кто не имеет других возможностей проникнуть в мир искусств.

Итак, как же все-таки оказаться в рядах студентов творческих вузов?

Рецепт один: настойчивость, настойчивость и еще раз настойчивость!

Обязательно запишитесь на подготовительные курсы и будьте активны на занятиях. Проявить свои таланты, зарекомендовать себя как целеустремленного человека необходимо еще до начала вступительных экзаменов. Приставайте с вопросами к преподавателям, приносите свои работы мастерам - все должны оценить ваши способности к творческому развитию.

Общайтесь со студентами, будьте открытыми, прислушивайтесь к мнению старших товарищей, не отвергайте их советов, но, в то же время, научитесь четко формулировать собственные взгляды на искусство и свои творческие планы.

Никогда не отчаивайтесь и помните: ничто так не развивает человека, как процесс решения проблем. И, самое главное, безмерно верьте в собственное счастье!

Автор статьи:

Материал обновлен: 09.01.2024 г.

Отзывы и обсуждения