Специальность "Биологические науки" (аспирантура)

060601Биологические науки

060601

Биологические науки

Степень: Исследователь. Преподаватель-исследователь

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

В аспирантуру принимают лиц, имеющих профессиональное образование (дипломированный специалист, магистр) путем конкурсного отбора. Процедура поступления осуществляется поэтапно:

  • подача заявления и другой сопровождающей информации;
  • проведение собеседования;
  • сдача вступительных испытаний;
  • зачисление.

На первом этапе поступающему необходимо собрать пакет документов, включающий:

  • заявление установленного образца;
  • оригинал диплома о высшем профессиональном образовании, его копию;
  • документ, удостоверяющий личность, его копию;
  • 3 фотографии установленного размера;
  • удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов;
  • список научных статей, опубликованных в изданиях ВАК, изобретений;
  • копия трудовой книги;
  • военный билет;
  • заявление на согласие процедуры обработки персональных данных.

В зависимости от требований вуза список документации может дополняться.

На втором этапе осуществляется процедура собеседования с предполагаемым научным руководителем. Результаты проведенного собеседования в обязательном порядке учитываются при решении о допуске к сдаче вступительных испытаний.

Стандартными экзаменами для поступления в аспирантуру являются

  • философия;
  • иностранный язык;
  • дисциплина по специальности.

Последний экзамен зависит от выбранного направления обучения, а также требований конкретного учебного заведения. Чаще всего будущим аспирантам приходится сдавать экологию или физиологию.

По результатам сдачи вступительных экзаменов осуществляется зачисление на очную, заочную форму обучения в аспирантуре.

На сегодняшний день большая часть средств, которые вкладывает мировое сообщество, в научное развитие, расходуются на генетические, биотехнологические и молекулярно – биологические исследования, что объясняет быстрые темпы модернизации приборов, оборудование, совершенствование исследовательских методов. Именно в сфере биологических наук ожидают принципиально новых открытий в XXI столетии, от развития указанной сферы во многом зависит жизнь, как каждого отдельного индивидуума, так и человечества в целом. 

Будущая профессия

Выпускники аспирантуры, успешно освоившие  программу послевузовского профессионального образования направления 060601 «Биологические науки», являются высококвалифицированными научными кадрами, способными самостоятельно ставить научные проблемы в различных областях биологии, находить пути их решения. Выпускники аспирантуры имеют фундаментальную теоретическую подготовку, владеют современными технологиями, включая методы мониторинга, последующей обработки и интерпретации информационных массивов, умеют формировать научную тематику, реализовывать организацию и осуществление научно – исследовательской деятельности.

В процессе обучения аспиранты принимают активное участие в конференциях, научно – исследовательской деятельности, практикуются в применении иностранных языков. Благодаря высокой актуальности профессионалов – биологов перед будущими выпускниками аспирантуры открываются огромные перспективы самореализации и карьерного роста, как в нашей стране, так и за рубежом.

Куда поступать

Ведущим отечественным вузам молекулярно – биологического профиля удалось сохранить лидирующие позиции в мировой науке, научно - техническую базу и высококвалифицированных специалистов. Выбор биологических наук в качестве будущей профессии станет оптимальным решением для людей, готовых посвятить себя исследовательской деятельности, направить свои усилия на реальную помощь человечеству. На сегодняшний день подготовку аспирантов направления 0606010 «Биологические науки» проводят ведущие отечественные вузы:

  • Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (Москва);
  • ФГБУН Институт биологии развития им. Н.К. Кольцова Российской академии наук (ИБР РАН;
  • Вятская государственная сельскохозяйственная академия (ВГСХА);
  • Кемеровский государственный университет (КемГУ);
  • Институт биохимии имени А. Н. Баха РАН.

Сроки обучения

Срок обучения в очной аспирантуре составляет 3 – 4 года в зависимости от выбранной специальности, обучение на заочной форме – 4 – 5 лет.

Биолог работает с клеткамиИсследуемые научные проблемы

Главной задачей программы послевузовского обучения является формирование высококвалифицированного профессионала, имеющего фундаментальные знания в выбранном направлении деятельности, способного применять полученные знания в процессе практического осуществления научной, педагогической или исследовательской деятельности.

Программа обучения, проблематика исследования существенно варьируется в зависимости от конкретного направления биологических наук. В зависимости от личностных предпочтений аспиранты могут выбрать в качестве темы исследований одну из актуальных проблем следующих направлений:

  • биогеохимия;
  • биоинженерия;
  • биоинформатика, математическая биология;
  • биотехнология;
  • биофизика;
  • биохимия;
  • ботаника;
  • вирусология;
  • генетика;
  • гидробиология;
  • зоология;
  • ихтиология;
  • микробиология;
  • молекулярная биология;
  • молекулярная генетика;
  • молекулярная физика;
  • радиобиология;
  • физиология, биохимия растений;
  • экология;
  • энтомология  и др.

Другими словами, в спектре научных интересов биологических наук представлены все возможные проявления жизни на планете, начиная от вирусов, микроорганизмов и заканчивая изучением законов взаимодействия человека и биосферы на уровне популяции.

Приобретаемые навыки

В процессе реализации послевузовского образования у аспиранта помимо фундаментальных знаний в выбранной отрасли, формируется ряд ключевых компетенций, позволяющих ему впоследствии максимально эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Обучение в аспирантуре ставит своими задачами формирование следующих умений и навыков:

  • самостоятельной умений и навыков научно – исследовательской, педагогической деятельности; 
  • фундаментальное изучение методологических, теоретических основ биологических наук;
  • совершенствование и углубление философского образования, ориентированного на профессиональную деятельность;
  • усовершенствование навыков практического использования иностранных языков при реализации коммуникативных акутов профессиональной деятельности.

Перспективы трудоустройства по профессии

Как уже отмечалось, XXI век является веком биологических наук, соответственно, перед выпускниками аспирантуры открывается широкий спектр перспектив трудоустройства. Высококвалифицированные профессионалы востребованы в следующих сферах деятельности:

  • ведомственные, академические научно – исследовательские организации, в круг интересов которых входят эколого- социальные, медико – биологические, экологические, биологические проблемы;
  • образовательные учреждения всех уровней;
  • организации, в задачи которых входит мониторинг состояния окружающей среды, постановка и последующее решение экологических задач;
  • предприятия, использующие различные биологические системы в процессе осуществления собственной хозяйственной деятельности.

Заработная плата биологов с научной степенью варьируется в зависимости от сферы деятельности. Минимальный порог составляет зарплата выпускников, решивших посвятить себя преподавательской деятельности (17 тыс. руб.). Максимальный же порог обозначен быть не может, поскольку талантливые биологи – исследователи могут с легкостью устроиться в частные исследовательские компании в РФ или за границей, где научный труд оценивает в десятки, если не сотни раз выше.

Преимущества обучения в аспирантуре

Несмотря на то, что написание диссертации представляет собой достаточно сложную и кропотливую работу, а срок обучения составляет 4 года, обучение в аспирантуре предоставляет будущим кандидатам наук целый ряд преимуществ. Прежде всего, это наличие возможности самосовершенствоваться, получать новые актуальные и полезные знанияв выбранной отрасли биологических наук. Вы сможете не только детально изучить конкретное направление научной сферы, но и, возможно, сделать важнейшее открытие.

Обучение аспиранта позволит Вам принимать участиев научных конференциях, конкурсных мероприятиях, попробовать себя в роли педагога. После защиты диссертационного исследования и получения степени кандидата наук Вы можете рассчитывать на доплаты к заработной плате, повышенную социальную защиту в спорных ситуациях, карьерный рост и ряд иных преимуществ. Кроме того, наличие диссертации позволит Вам продолжить работу над выбранной темой уже в докторантуре.

Понравилось? Поделись: