Синергия: над шапкой

Юридическое второе высшее образование

Какие существуют специальности (для второго высшего)

Специальность «Юриспруденция» разделена на четыре профиля:

  1. Уголовно-правовой;
  2. Государственно-правовой;
  3. Международно-правовой;
  4. Гражданско-правовой.

Содержание программ (магистратура и бакалавриат)

Содержание образовательных программ должно быть таким, чтобы после их прохождения, уровень квалификации специалиста соответствовал стандартам ФГОС.

Бакалавриат

  1. Диаграмма направления юриспруденцииМеждународное право. Является наиболее сложным профилем, поскольку требует изучения норм не только российского права, но и международного. К тому же, потребуется в совершенстве выучить иностранный язык. Кроме того, программы обучения по этому профилю содержат дисциплины в сфере финансов и экономики. Важный элемент – разделенное изучение международного частного и международного публичного права. Основные дисциплины: международное право (торговое, спортивное, экономическое, патентное), право инвестиций, международный арбитражный и гражданский процессы (также, коммерческий арбитраж), право инвестиций, интеллектуальной собственности, правовые аспекты торговли интеллектуальной собственностью на международном уровне, торговое и гражданское право в различных зарубежных государствах;
  2. Государственное право. Программа включает в себя предоставление студентам углубленных знаний в области государственного управления, правого функционирования и развития.
    Среди прочих дисциплин, изучаются: ораторское искусство, административное, муниципальное, избирательное, конституционное и международное право, теория государства, государственная и муниципальная служба, административная ответственность и юрисдикция, история права, актуальные проблемы теории права и государства;
  3. Гражданское право. Выпускники этого профиля могут работать адвокатами, юрисконсультами, нотариусами, обеспечивать правовое сопровождение управления на муниципальном и государственном уровнях. В образовательных программах по этой специализации часто применяются мастер-классы, модельные судебные процессы, деловые игры и другие интерактивные и активные методы обучения.
    Основные дисциплины: земельное, экологическое, налоговое, трудовое, гражданское и гражданское процессуальное право, защита прав потребителей, право социального обеспечения, право интеллектуальной собственности, актуальные проблемы гражданского права;
  4. Уголовное право. Кроме всего прочего, программа включает в себя изучение новых средств и методов, используемых криминалистами при расследовании преступлений, исследование проблем принципа состязательности, изучение наиболее сложных вопросов уголовно-процессуального права.
    Основные дисциплины: уголовный процесс, адвокатура РФ, уголовно-исполнительное право, криминалистика, правоохранительные органы, криминология, прокурорский надзор, судебно-правовая реформа, оперативно-розыскная деятельность, уголовное законодательство.

Магистратура

Длительность обучения – 2 года. При заочной форме – 2,5-3 года. Юридических магистерских программ подготовки огромное множество. От программ бакалавриата они отличаются большей узкопрофильностью, конкретизацией и углубленностью в отдельные сегменты юриспруденции. Вот лишь некоторые примеры:

  1. Юрист в сфере судопроизводства;
  2. Корпоративный юрист;
  3. Юрист в сфере публичных закупок;
  4. Правоприменение органов судебной и исполнительной власти в информационной сфере;
  5. Юрист в сфере использования и охраны природных ресурсов;
  6. Правосудие по экономическим спорам и административным гражданским делам;
  7. Юрист в сфере недвижимости;
  8. Судебная защита интеллектуальной собственности.

ТОП-5 вузов в РФ

Для того, чтобы поступить в вуз, будь то институт, академия или университет, человек, желающий получить второе высшее образование должен сдать вступительные экзамены и пройти собеседование.

  1. МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва);
  2. СПбГУ (Санкт-Петербург);
  3. МГЮА (Москва);
  4. МГИМО (Москва);
  5. УГЮА (Екатеринбург).

Альтернативы

На юридических курсахВ большинстве вузов есть программы переподготовки специалистов, а также курсы повышения квалификации. Содержание и направленность программ в каждом вузе определяется самостоятельно, решением высшего руководства заведения при наличии соответствующего преподавательского ресурса и материально-технической базы.

Например, в РГУП (Москва) есть качественные курсы повышения квалификации и переподготовки для судей и госслужащих Судебного департамента и судов общей юрисдикции, а также арбитражных судов. Такие курсы очень актуальны для тех, кто претендует на получение более высокой должности по месту работы. А для судей переподготовка и вовсе обязательна, поскольку, согласно действующему законодательству РФ, все судьи должны проходить подобные курсы не реже, чем один раз в три года.

Разумеется, существует много других образовательных программ по переподготовке, ориентированных не на судей, а на специалистов в юридической сфере, желающих расширить спектр своих профессиональных навыков и, как следствие, получить продвижение по карьерной лестнице.

Формы обучения

Следует отметить, что графики занятий и аттестационных мероприятий по указанным ниже формам обучения, как и длительность получения образования при одних и тех же формах могут быть не идентичны в разных вузах.

  1. Заочная с использованием дистанционных технологий образования. Для студентов, уже обладающих одним высшим образованием, дистанционное обучение (юриспруденция, второе высшее) длится, как правило, 3 года. Следует отметить, что это относительно новая форма и суть ее заключается в том, чтобы не только образовательный, но и аттестационный процесс проходил дистанционно, посредством использования информационных технологий. Получить второе высшее юридическое образование дистанционно – отличный вариант для тех, кто трудоустроен или живет очень далеко от вуза;
  2. Очная. Учеба по такой форме обучения не всегда подходит тем, кто желает получить юридическое образование (второе высшее), поскольку требует посещения всех занятий и семинаров. Как правило, те, кто желает получить второе высшее – люди работающие и посещать пары для них проблематично. Срок обучения – 4 года;
  3. Заочная. Получая второе высшее юридическое образование заочно, студенты обучаются самостоятельно, но руководствуясь рекомендациями преподавателей. Дважды в год проводятся учебно-экзаменационные сессии. Обучение длится не менее 2 лет;
  4. Очно-заочная. Срок обучения – не менее двух лет. Занятия проходят до четырех раз в неделю в вечернее время по будним дням и дневное время по выходным.

Качество обучения

К.М. Левитан, доктор педагогических наук, преподаватель УГЮА (Екатеринбург), провел исследование, в котором перечислены основные проблемы, «тормозящие» юридическое направление образования в РФ в целом, равно как и делающие менее качественным второе высшее юридическое образование.

Если внимательно изучить публикации профессора, можно прийти к выводу, что проблемы с подготовкой специалистов в сфере юриспруденции, таковы:

  1. Необоснованное реальными условиями увеличение числа юридических вузов в государстве. Новые вузы, обычно коммерческие, не обладающие государственной аккредитацией, часто имеют стаж функционирования не более 10 лет и осуществляют подготовку специалистов недостаточно качественно;
  2. Ухудшение финансирования государственных юридических вузов вынуждает их бороться за выживание и негативно влияет на качество образования;
  3. Наблюдается количественный избыток юристов, которые поточно подготовлены по старым «лекалам образования». При этом, в дефиците специалисты, способные эффективно работать в динамично меняющихся условиях рыночной экономики;
  4. Нестабилен спрос на юристов со стороны как негосударственного, так и государственного экономических секторов. При этом конкуренция между выпускниками юридических вузов на рынке труда лишь усиливается, а количество выпускников не устраняет дефицита качества;
  5. Из-за диверсификации образовательной системы, существует необходимость обеспечения должного качества образования на всех уровнях – от докторантуры до бакалавриата;
  6. За два десятилетия получение образования стало формальной необходимостью. Учащиеся юридических вузов стремятся не к получению качественных знаний, а к обладанию конечным документом, подтверждающим наличие них высшего образования. Такой подход медленно, но верно, пробрался во все квалификационные уровни – от бакалавриата, до докторантуры. По этой причине, преподавательским составам многих вузов юридического профиля недостает профессионально-педагогической компетентности.

Положительными сторонами являются наличие на рынке труда спроса на юристов разных уровней квалификации, специалистов узкого профиля и «универсалов». Предполагается, что расширение вариативности в отрасли юридического образования, может разрешить ряд проблем востребованности выпускников юридических вузов РФ.

18 сентября 2008 года была создана комиссия АЮР по оценке высшего юридического образования, основными задачами которой было:

  1. Проводить постоянный мониторинг ситуации в сфере российского юридического образования;
  2. Выявлять, определять и структурировать недостатки данной отрасли образования РФ;
  3. Составлять комплексные рекомендации по устранению обнаруженных проблем.