Синергия: над шапкой

Педагогическое второе высшее образование

Содержание

Это покажется смешным для тех, кто был свидетелем жестоких шуток учеников над школьными преподавателями, но более 90% среднестатистических взрослых граждан любого государства признает учителей и профессоров умнее себя, прислушивается к их мнению и даже считает их моральными авторитетами. Поэтому второе высшее педагогическое образование – отличный вариант для развития.

Какие существуют специальности (для второго высшего)

Некоторые виды педагогических специальностей:

  1. Преподаватель в старших классах школыПреподаватель дошкольных учреждений;
  2. Преподаватель начальных классов;
  3. Преподаватель вузов и старших классов. Эта специализация разделяется на множество профилей, по дисциплинам (математика, русский язык и литература, история, география и прочее). Также, бывают «сдвоенные» профили – биология и экология, биология и химия и так далее;
  4. Педагогика и психология дошкольного образования;
  5. Педагогика и психология начального образования.

Кроме того, существуют отдельные направления, по которым подготавливают педагогов, которые впоследствии будут работать в специальных учебных учреждениях. Например:

  1. Дошкольная дефектология;
  2. Олигофренопедагогика;
  3. Сурдопедагогика;
  4. Логопедия;
  5. Специальная психология;
  6. Лечебная педагогика (магистратура);
  7. Проектная деятельность в логопедии (магистратура);
  8. Психолого-педагогическое сопровождение людей с особыми образовательными потребностями;
  9. Информатика и ИКТ в образовании.

Содержание программ обучения

Программы магистратуры и бакалавриата для тех, кто желает получить второе высшее педагогическое образование, крайне разнообразны и обычно идентичны стандартным программам, ориентированным на выпускников школ. Их содержание зависит от специализации, выбранной учащимся. И если различие бакалаврских программ зиждется на профилях дисциплин, которые предстоит преподавать выпускникам после успешного окончания обучения, то магистерские программы охватывают области знаний более глубоко и узко, поэтому здесь отличия более масштабны и не поддаются поверхностной систематизации.

Вот несколько примеров:

Бакалавриат

Специальность «Психолого-педагогическое образование». В ходе прохождения программы студенты учатся:

  • Проводить психологическое диагностирование, применяя передовые технологии;
  • Развивать в детях готовность эффективно действовать и успешно ориентироваться в любых ситуациях профессионального и жизненного самоопределения;
  • Определять факторы, которые препятствуют развитию личностей воспитанников или учащихся;
  • Помогать творчески одаренным воспитанникам и ученикам развиваться;
  • Проводить консультации с родителями или педагогическими коллективами, помогая разрешить психологические проблемы;
  • Определять нарушения поведения и социального развития детей, проводить психологическую коррекцию;
  • Оказывать ребенку полноценную психологическую помощь;
  • Проводить профилактическую работу, направленную на предупреждение и выявление социальной дезадаптации у детей;

Магистратура

Специальность «Информатика и ИКТ в образовании»:

  • Дети занимаются у компьютеровСтудент готовится к ведению не только педагогической, но и исследовательской деятельности;
  • Магистрант осваивает знания, составляющие основу представлений науки об информационных системах, процессах и технологиях;
  • Формируются профессиональные, специальные и общекультурные компетенции в соответствии с требованиями ФГОС;
  • Предоставляются фундаментальные знания, а также формируются практические навыки по таким дисциплинам: издательские системы, инновационные процессы в образовании, коммуникации и сетевые технологии, мировые информационные ресурсы, психология общения, современные методы организации специальных дисциплин и деятельности учащихся, информационные системы. Кроме того, в программу включены и другие общие, а также узкоспециализированные предметы;
  • Выполняется выпускная квалификационная и курсовые работы.

ТОП-5 вузов в РФ

Одним из образовательных онлайн-ресурсов, было проведено онлайн-голосование по вопросу «Где лучше всего получить второе высшее педагогическое образование?». В голосовании могли принять участие все желающие. Объективность результатов этого опроса может ставится под сомнение, поскольку принять в нем участие могли даже несовершеннолетние лица и люди, не имеющие высшего образования:

  1. МПГУ (университет, Москва);
  2. РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, университет);
  3. ЧГПУ (Челябинск, университет);
  4. МГПУ (Москва, Университет);
  5. СОГПИ (институт, Владикавказ).

В 2014 году НИУ ВШЭ по заказу холдинга «Россия сегодня» было проведено профессиональное исследование. В ходе составления рейтинга был осуществлен комплексный мониторинг всех педагогических вузов, имеющих статус государственных. Согласно итогам исследования, первые 5 мест выглядят так:

  1. МПГУ;
  2. РГПУ им. А.И. Герцена;
  3. МГПУ;
  4. УГПУ (Екатеринбург, университет);
  5. ЧГПУ.

Альтернативы

Курсы повышения квалификации учителейДля тех, у кого уже есть высшее образование, существует множество программ повышения квалификации или переподготовки. И первые и вторые, чаще всего проводятся дистанционно. Для прохождения программ как первого, так и второго вида, необходимо наличие высшего или среднего специального образования (не всегда в сфере педагогики). При этом, после прохождения переподготовки, слушатель получает диплом о профессиональной переподготовке установленного образца, а после квалификации – лишь свидетельство установленного образца.

Программы переподготовки, как правило, направлены на обучение новому профилю, преподаванию новой дисциплины (математика, иностранный язык и так далее). Программы повышения переквалификации, обычно преследуют цель приведения профессиональной деятельности преподавателя (работника образовательного учреждения, детского центра и т.д.) к нормам, регламентированным ФГОС.

Формы обучения

  1. Заочная – пять лет;
  2. Дневная – четыре года;
  3. Дистанционная – от трех лет;
  4. Магистратура – от двух лет.
  5. Повышение квалификации – от 45 дней;
  6. Переподготовка – в среднем, 250 часов или 6 месяцев.

Получить второе высшее образование (педагогическое), на сегодняшний день, можно лишь на платной основе. Бюджетных программ в данной сфере, пока что нет.

Качество образования в России

Маленькие зарплаты школьных педагогов давно накрепко засели в народных хохмах. Разумеется, это смех сквозь слезы. Но каково качество педагогического высшего образования в РФ? Из исследования проблем современной педагогической науки, проведенного Кадыровой Е.П., можно сделать следующие выводы:

  1. ГОСТ, регулирующий деятельность педагогов, декларирует гуманистический подход к образованию, но не дает конкретных инструментов реализации такого подхода. Так, в новых стандартах есть идеи о формировании и развитии сверхпредметных и общенаучных знаний у учащихся. При этом, нет описания процедур, которые нужно провести для реализации этих целей. Кроме того, отсутствуют либо неправильно используются соответствующие пункты в финансировании.
  2. Система устроена так, что личность педагога и его психологические установки имеют серьезное влияние на образовательный процесс. Проблема в том, что педагога и его учеников, как правило, разделяет не менее одного поколения. И если даже внедрить новые знания и методы можно, то мировоззренческий фактор, личные взгляды, идущие вразрез с новыми реалиями и даже объективной действительностью, изменить нельзя. Остается найти способ построения образовательной системы так, чтобы этот фактор не влиял на процесс.
  3. Недостаточное внимание уделяется нравственному развитию будущих педагогов, постановке внутренних приоритетов, их моральному здоровью, внутренней сбалансированности, пониманию важности соблюдения этических норм.
  4. Стремление органов власти к установлению жесткого, плотного контроля над всеми государственными сферами, могло бы существенно улучшить ситуацию с обучением педагогов. Для этого, такому стремлению должна сопутствовать реальная финансовая и административная поддержка, а не идеологический контроль или постоянное внедрение абстрактных идей и общих психологических установок, снижающих эффективность образовательного процесса и продуктивность труда во всех сферах. Следует отметить, что ресурсов, которые уходят на такое внедрение, вполне хватило бы на модернизацию всей образовательной системы РФ и ее вывод на лидирующие позиции в мире. Подготовка высококвалифицированных, молодых прогрессивных педагогов – первая ступень такой модернизации.

Понравилось? Поделись: