Лингвистическое второе высшее образование

Лингвистика – это наука, предметом изучения которой являются языки – «умершие» и ныне активно использующиеся. Конкретнее: их этиология, структура, грамматический и лексический строй, закономерности функционирования и развития. Наука подразделяется на практическую, теоретическую и прикладную лингвистику.

Какие существуют специальности (для второго высшего)

Направления лингвистикиСпециализаций в лингвистике очень много, они разделяются на несколько профилей:

  1. По языкам – португалист, татаровед, англист, японист и так далее.
  2. По семье или группе языков – монголовед, романист, картвелист, германист, индоевропеист, бантуист, семитолог, дравидолог и так далее.
  3. По языкам определенных регионов – африканист, балканист, американист и так далее.
  4. По направлениям теорий.
  5. По темам, связанным с разделами и направлениями в лингвистике – типолог, синтаксист, психолингвист, диалектолог, компаративист, социолингвист и так далее.

Содержание программ

Если вы твердо надумали получить второе высшее лингвистическое образование в Москве, Петербурге и любых других городах, вам будет полезным узнать, хотя бы в общих чертах, содержание некоторых программ обучения.

Бакалавриат

Примеры профилей: «Практика и теория коммуникации между культурами», «Перевод и переводоведение», «Методика преподавания лингвистики».

Выпускник должен:
  1. Программы обученияОриентироваться в общечеловеческих и групповых профессиональных, этнических, религиозных, культурных, субкультурных ценностях общества.
  2. В профессиональной деятельности опираться на принцип культурного релятивизма и общепринятые этические нормы.
  3. Знать особенности межкультурной коммуникации.
  4. В полной мере владеть научными сведениями, необходимыми для решения общечеловеческих и глобальных гуманитарных задач.
  5. Уметь анализировать, обладать культурой мышления и всех форм речи.
  6. Владеть систематизированными лингвистическими знаниями о различных закономерностях и явлениях в изучаемых языках и их функциональных разновидностях.
  7. Знать нормы и правила поведения, установленные в инокультурных социумах; владеть информацией о типичных моделях социальных ситуаций в этих группах, сценариях взаимодействия между представителями обществ.
  8. Обладать дискурсивными средствами достижения целей высказывания.
  9. Владеть главными выразительными средствами всех видов преемственности между элементами высказывания и композиционными частями текста, предложениями, сверхфразовыми единствами.

Магистратура

Программа состоит из профессионального и общенаучного циклов дисциплин. В ходе обучения магистрант овладевает глубоким пониманием лингвистических проблем практического характера, навыками научно-исследовательской, аналитической, педагогической и консультативной деятельности. Студенты принимают участие в конференциях (общероссийских, международных), круглых столах, семинарах, мастер-классах.

МагистратураМагистранты обучаются:

  1. Теории перевода.
  2. Переводу с использованием систем автоматизации SDL Trados.
  3. Специализированным переводам по различным профилям (бизнес, экономика, наука, технологии и так далее).

Цель лингвистического второго высшего образования – овладение фундаментальным профильным навыкам и знаниям в соответствии с критериями ФГОСТ, а иногда даже и мировыми стандартами.

Топ-5 вузов

  1. СПбГУ (университет, Санкт-Петербург).
  2. СПбГПУ (Санкт-Петербург, университет).
  3. СПбГУП (университет, Санкт-Петербург).
  4. БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова (Санкт-Петербург, университет).
  5. ЮФУ (университет, Ростов-на-Дону).

Альтернативы

В определенной мере заменить второе высшее лингвистическое образование могут:
  1. Магистратура. Значительно повышает квалификационный уровень, дает глубокие знания и ценится работодателем очень высоко. Обучение, как правило, длится 2 года. Выпускник получает диплом магистра.
  2. Программы переподготовки и дополнительного образования. Неплохо котируются в частных фирмах и госучреждениях. Работник, успешно их прошедший, может претендовать на карьерное продвижение. Срок обучения обычно составляет не менее года. По окончании курса слушатели получают дипломы о переподготовке
  3. Повышение квалификации. Курс длится не более 9 месяцев, часто даже гораздо меньше. Такие программы не слишком высоко котируются у работодателей, но их успешное прохождение может служить формальным основанием повышения по службе. По окончании слушатели получают свидетельства государственного или установленного вузом образца.

Формы обучения

Заочное образованиеЕсли уже есть одно высшее образование, срок обучения составит 3 года по заочной форме. Дистанционные программы, как правило, рассчитаны не более чем на 3,5 года. Второе высшее на дневном отделении можно получить значительно быстрее – в среднем за 2-2,5 года.

Качество образования в России

Российские эксперты отмечают следующие проблемы в сфере лингвистического образования РФ:
  1. В обществе увеличивается потребность в специалистах нового поколения, которые могут быстро адаптироваться и творчески подходить к непрерывно изменяющимся условиям. До недавних пор изучение языков было направлено преимущественно на получение навыков, дающих возможность читать, изучать и понимать литературу различных культур. Языки были и предметом, и главным содержанием занятий. Поэтому подготовка большинства преподавателей и сейчас носит в основном специально-научный и литературно-исторический характер, а этого недостаточно.
  2. Современное коммуникативное пространство требует радикального пересмотра содержания традиционных программ и методов обучения. Их следует изменить в соответствии с тенденциями социального развития общества и ориентировать на практическое применение полученных лингвистических знаний. Выпускники должны свободно владеть навыками вербального и письменного общения с лицами-носителями языков, глубоко понимать принципы и закономерности межкультурной коммуникации.
  3. Назрела необходимость в создании более гибкой образовательной системы, новых организационных форм преподавания и учебных технологий, способных удовлетворить растущие потребности социума с учетом индивидуальных возможностей, нужд и мотиваций отдельных его участников.

    Автор статьи:

    Материал обновлен: 23.02.2018 г.

Отзывы и обсуждения