Экономика: второе высшее образование

Разумеется, отрасль экономического ВО РФ не лишена некоторых проблем. Но ценность, которую заключает в себе второе высшее образование (экономическое), остается реальной. Главное, чтобы вы четко знали, зачем вам второе высшее и как вы будете его применять.

Какие существуют специальности (для второго высшего)

Изучение бумаги с графикамиСреди прочих профилей данного направления, особой популярностью пользуются такие:

  1. Экономика фирмы (магистратура);
  2. Бухучет и аудит (бакалавриат);
  3. Финансы и кредит (бакалавриат со знанием иностранных языков);
  4. Экономика и управление на предприятиях городского хозяйства (бакалавриат);
  5. Экономика и управление предприятий ЖКХ (бакалавриат);
  6. Мировая экономика (бакалавриат со знанием иностранных языков).

Содержание программ

Поскольку программ обучения очень много, достаточным будет привести здесь лишь несколько примеров, в общих чертах:

  1. Финансы и кредит (бакалавр). Изучается структура, функциональный механизм и развитие кредита и финансов в социуме. Студенты учатся анализировать и рассчитывать основные финансовые показатели в изучаемой сфере. Изучаются методы воздействия государственной власти на экономическое развитие страны. Определяется структура проблематики денежно-кредитного обращения, разработки, анализа и выполнения финансовых планов, изучается систематизированная схема данных вопросов;
  2. Бухучет и аудит (бакалавр). Студенты получают широкие экономические знания в сфере формирования подробной систематизированной информации о любых финансовых результатах деятельности предприятий всех видов. Досконально изучаются организационно-управленческая, контрольно-ревизионная, учетно-аналитическая, консалтинговая, аудиторская деятельность, осваиваются практические навыки по ее ведению. Изучаются дисциплины: аудит, налоги и налогообложение, теория бухучета, бухгалтерский управленческий учет, антикризисное управление, финансовая отчетность, комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности, бухгалтерские информационные системы;
  3. Экономика фирмы (магистратура). Выпускники программы могут успешно выполнять обязанности специалистов или руководителей отделов: ценообразования, труда и заработной платы, планирования и экономики. Занимать должности руководителей служб: логистической, экономической, товарного учета и формирования ассортимента. Кроме того, дипломированный магистр, успешно прошедший подготовку по данному профилю, будет обладать багажом всех знаний, необходимых для того, чтобы занимать должность коммерческого директора на любом предприятии.

ТОП-5 вузов

  1. МГУ им. М.В. Ломоносова (университет);
  2. МГИМО МИД России (университет);
  3. СПбГУ (университет);
  4. НИУ ВШЭ (университет);
  5. ФУ при ПРФ (университет).

Альтернативы

  1. Курсы повышения квалификации. От 16 часов. По завершении выдается сертификат. Примеры направлений программ курсов: «Основы бухучета внешнеэкономической деятельности предприятия», «Уголовное право для работников экономических отраслей», «Администрирование, менеджмент и управление в сфере международного бизнеса»;
  2. Программы переподготовки. Срок обучения, как правило, не менее одного года, в среднем, до полутора лет. По прохождении курса, слушателям выдают дипломы о профессиональной переподготовке. Стоимость прохождения таких программ иногда в десятки раз выше стоимости квалификационных курсов. Например, средняя цена курсов повышения квалификации – 10 000-15 000 рублей. А стоимость программы переподготовки «Экономика и управление» - 165 000 (вечерняя форма) – 120 000 (дистанционная). Но и престижность, если так можно выразиться, котировочная ценность переподготовки - значительно выше.

Формы обучения

Изучение экономики в вузеСроки обучения в разных вузах и по разным профилям направления «Экономика», могут незначительно различаться между собой. Ниже описана общая картина.

Бакалавриат:

  1. Очная – 4 года. При наличии профильного СПО – 3 года;
  2. Очно-заочная (вечерняя) – 5 лет. При наличии профильного СПО – 4 года. При наличии профильного ВПО – 2 года;
  3. Заочная (с выездом на сессию или дистанционно) – 5 лет. На базе профильного СПО – 4 года. При наличии профильного ВПО – 2 года.

Магистратура:

  1. Очная – 2 года;
  2. Вечерняя – 2,5 года;
  3. Заочная – 2,5 года;
  4. Дистанционная – 2,5 года.

Следует отметить, что если вы работаете, но хотите получить второе высшее образование (экономическое), заочное для вас – самый лучший выход. Наряду с этой формой, вам отлично подойдут еще и очно-заочная, и дистанционная. Последний вариант и вовсе идеален, если вы уверенны в своих силах, а также не сомневаетесь в надежности выбранного вами вуза.

Качество образования в России

Из научной статьи выпускницы специалитета, Монацковой К.А., можно сделать выводы о том, что в экономической отрасли российской образовательной системы есть всего несколько проблем, устранение которых приведет к быстрому развитию этой сферы:

  1. Низкое качество знаний выпускников средних учебных образований. Этот фактор приводит к тому, что подавляющее большинство абитуриентов не обладает базовыми знаниями, необходимыми для поступления в экономические вузы. Поскольку общий уровень подготовки абитуриентов, а также многих дипломантов, желающих получить второе высшее крайне низок, членам приемных комиссий проще отдавать предпочтение тем поступающим, которые могут удовлетворить те или иные их личные мотивы. Такая ситуация дает дополнительные предпосылки к возникновению коррупции в образовательной системе, что не позволяет стимулировать количественный рост специалистов, имеющих реальные знания в области управления и финансов;
  2. Недостатки действующего трудового кодекса. И коррупцию, и незаинтересованность студентов в получении знаний, и безразличие преподавателей к уровню профессиональной компетентности выпускаемых ими студентов, можно устранить при помощи трудовых реформ. Реформирование трудового законодательства и адекватное, существенное повышение минимальных заработных плат, при устрожении требований к специалистам, стали бы серьезным стимулом.
    Кроме того, резко улучшили бы ситуацию и такие методы, как увеличение размера стипендий до уровня минимальных зарплат и обязательная гарантия трудоустройства дипломантов посредством заключения договоров между работодателями и вузами при существенном ужесточении контроля за расходованием бюджетных средств.
  3. Острая необходимость в создании конкурентных рынков. По словам Бориса Титова, председателя общероссийской организации «Деловая Россия», промышленность РФ находится в том состоянии, когда большое число высококвалифицированных специалистов в сфере экономики является бесполезным. Причина в том, что общее технологическое развитие промышленности «застряло» в прошлом веке. Ведущие позиции занимают лишь отдельные предприятия и бизнес-структуры. В связи с этим, новые методы и прогрессивные знания, которыми могли бы обладать молодые экономисты, было бы невозможно применять на практике в реалиях сегодняшней РФ. Между тем, выход из кризиса можно было бы найти и в стимулировании IT-бизнеса, где передовым знаниям молодых экономистов найдется достойное применение.

Наиболее эффективным способом повысить экономическую отрасль образования в России, было бы создание условий, при которых крупные компании, а также средние и малые предприятия сами станут бороться за право обладать качественными кадрами и будут финансировать их обучение при условии обязательного контрактного сотрудничества выпускника с компанией после получения диплома.

Понравилось? Поделись: