Законы о втором высшем образовании

Содержание

Российское законодательство в отношении вузовского и, в частности, второго высшего образования за последнее десятилетие претерпело значительные изменения, выливаясь как в создание новых, так и в регулярное редактирование принятых ранее документов.

Существующие законы

Как таковой закон о втором высшем образовании включается в виде отдельных статей и их пунктов в другие образовательные законы, основным из которых стал вышедший в свет еще 22-го августа 1996-го года Федеральный Закон 125-ФЗ. Он получил название «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а затем множество раз редактировался и получал дополнения (последние уточнения от декабря 2011-го года). Этот закон регламентировал все правовые отношения в системе высшего и дальнейшего послевузовского образования в России, включая следующие материалы:

  1. Высшая образовательная система в РФ – ее структура, уровни и стандарты,
  2. Учреждения вузовского образования:
    • их виды и задачи,
    • создание,
    • управление,
    • реорганизация и т.п.,
  3. Научно-исследовательские и им подобные организации, включающиеся в систему высшего образования,
  4. Обязанности, права и их гарантии для обучающихся в вузах,
  5. Финансовые вопросы вузовской системы:
    • Отношения собственности,
    • Финобеспечение,
    • Платная деятельность,
    • Оплата труда.
  6. Международное сотрудничество.

Однако современные требования к обучению в вузе, а также необходимость перехода на уровневую систему образования, учитывающую принцип его непрерывности, внесли изменения и в имеющееся законодательство. В связи с этим 125-ФЗ утратил свою силу 1.09.2013-го года, когда начал работать новый закон, объединивший правовую основу существования и действия всех образовательных организаций, начиная с дошкольных и заканчивая послевузовскими. Таким законодательным актом стал 273-ФЗ «Об образовании в РФ», который был успешно принят 29-го декабря 2012-го года (его статья № 110 содержит указание на утрату силы закона 125-ФЗ).

273-ФЗ

Содержание

Подписание В.Путиным закона «Об образовании» открыло новую веху в истории образовательной системы в России. Его последняя редакция, утвержденная в 2014-м и вступившая в силу с начала 2015-го года, включает следующую правовую информацию:

  • Структура образования, стандарты и программы,
  • Язык и формы обучения,
  • Образовательная деятельность государственных и частных организаций,
  • Права обучающихся и их законных представителей,
  • Педагогическая деятельность,
  • Международное сотрудничество,
  • Финансовые вопросы, определяющие обеспечение организаций, платные услуги, образовательное кредитование и т.п.

Кроме этого, стало новшеством введение в закон правил использования в обучении электронных ресурсов и сетевая реализация обучающих программ.

О вторичном обучении в вузе

Высшему и второму высшему образованию в законе посвящены статья № 69 «Высшее образование» и несколько строк в других статьях, где описываются положения, общие для всех образовательных уровней и систем. В них указывается следующее:

  1. Современное вузовское образование делится на 3 последовательных уровня:
    • Бакалавриат,
    • Специалитет и магистратура,
    • Подготовка высококвалифицированных научных кадров.
  2. Поступление на любой уровень обучения обязывает иметь диплом об окончании всех нижестоящих уровней.
  3. Образовательные стандарты одинаковы при обучении в любом вузе страны, за исключением тех, которые наделены статусом национального исследовательского либо федерального университета (например, МГУ). Такие учебные заведения вправе устанавливать стандарты по всем уровням самостоятельно.
  4. Обучение в рамках того или иного образовательного уровня является вторым высшим образованием, если у обучающегося уже есть диплом об окончании такого либо более высокого уровня по любому профилю. То есть образование будет считаться вторым для учащихся:
    • В бакалавриате – при наличии диплома бакалавра, специалиста, магистра,
    • В магистратуре – при наличии диплома магистра или специалиста,
    • В ординатуре либо ассистентуре-стажировке – при окончании этих же программ,
    • В подготовке научных педагогов – при наличии диплома аспирантуры либо степени кандидата.

Понравилось? Поделись: