Комментарии к новому Закону об образовании

15.01.2013

Закон об образовании

В 2013 году вышел новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». Целых три года его обсуждала общественность, и рассматривал Комитет Государственной Думы. В данном обзоре мы попытались разобраться, что отныне изменится в сфере высшего образования, а что – останется по-старому. Как это отразиться на абитуриентах и студентах, а также какие появятся дополнительные процедуры и правила.

 

Бакалавриат, магистратура, а потом?

Комментарий к пункту 5 2-й главы статьи 10 – об уровнях профессионального образования.

После бакалавриата вы идете в магистратуру? Теперь высшее образование ею не заканчивается. Нет, ординатура и ассистентура-стажировка существовали и раньше, но относились чаще всего к послевузовскому образованию. А сейчас справедливость восстановлена, потому что, к примеру, без ординатуры нельзя стать практикующим врачом, а это – квалификация высшего образования, но никак не послевузовского.

 

Федеральный университет – это категория, а не вид!

Комментарий к пункту 2 статьи 24 – о категориях вузов.

Если, скажем, академии по-прежнему считаются особым видом вузов, то федеральные университеты – больше нет. Их статус перестает восприниматься как незыблемый. Сравните сами: категория «национальный исследовательский университет» присваивается вузу всего на 10 лет, а значит, вполне вероятно, подобная участь постигнет однажды и категорию «федеральный университет». Теперь право считаться лучшим вузом в регионе федеральные университеты должны доказывать постоянно. А абитуриентам не нужно возлагать ответственность за качество своего образования целиком на образовательную организацию, какой бы престижной та ни была. Рассчитывайте на себя!

 

Сконструируй свое образование

Комментарий к статье 69 – о высшем образовании.

Из каких частей вы бы сконструировали свое высшее образование и почему? Задайте себе этот вопрос. Найти на него ответ поможет статья 69 нового закона. В ней перечисляются всевозможные сочетания – «бакалавриат, а потом магистратура», «магистратура, а потом снова бакалавриат», «высшее образование в области искусств, а потом ассистентура», «специалитет, а потом магистратура» и так далее. Действительно похоже на конструктор! Конечно, часть вариантов считается уже двумя высшими образованиями, одно из которых платное, но если вы выучитесь первой профессии как следует, то вполне сможете его оплатить.

 

Обрадуйте младшего брата или младшую сестру

Комментарий к статье 70 – о приеме в вузы.

Новый закон вступает в силу с сентября 2013 года – и то пока не полностью. Ближайший по времени прием в вузы пройдет на основании прежнего закона. Зато нынешние десятиклассники, начиная с 2014 года, смогут подавать одно и то же свидетельство о результатах сдачи ЕГЭ в университетские приемные комиссии 5 лет подряд. Вероятно, появятся люди, которые станут из года в год дожидаться места в самых престижных вузах, «не размениваясь» на компромиссные варианты.

 

У кого преимущественное право поступления

Комментарий к статье 71 – об особых правах при приеме в вузы.

Согласно новому закону, победители и призеры олимпиад для школьников имеют право на зачисление в вуз без экзаменов – разумеется, по профилю олимпиады (вопрос о соответствии профиля олимпиады выбранному направлению подготовки решает вуз). Присоединятся к ребятам и «чемпионы и призеры Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионы мира, чемпионы Европы, лица, занявшие первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, по специальностям и (или) направлениям подготовки в области физической культуры и спорта». 

Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды из-за травмы или заболевания, полученных на военной службе, если медико-социальная экспертиза не сочла противопоказанным для них обучение в вузах, могут поступать с условием успешной сдачи экзаменов в пределах квоты – количества мест, специально выделенных для них вузом. Квота не должна быть меньше 10% от общих цифр приема.

Сироты, ребята, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды I и II групп, дети единственного родителя – инвалида I группы (если среднедушевой доход такой семьи ниже прожиточного минимума в регионе), граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы; дети погибших военнослужащих, умерших Героев Советского Союза и России, полных кавалеров ордена Славы, погибших на службе сотрудников ОВД и федеральной противопожарной службы, погибших прокурорских работников; военнослужащие-контрактники, граждане, прошедшие военную службу по призыву и имеющие рекомендации командиров, инвалиды войны, участники и ветераны боевых действий; участники испытаний оружия и ликвидации последствий военных аварий; военнослужащие внутренних войск МВД, сотрудники ОВД – все эти лица, согласно новому закону, обретут право на бесплатное обучение на подготовительных отделениях вузов.

У всех этих людей, начиная с победителей школьных олимпиад, будет преимущественное право поступления (при прочих равных). Так что готовьтесь к поступлению старательно!

 

Комикс vs портрет 

Комментарий к закону в целом.

Юридическая речь не всегда легко воспринимается, так что многие люди вообще не считают нужным продираться сквозь канцелярские формулировки. Минобрнауки даже решило издать новый закон в комиксах – лишь бы всем всё стало понятно. 

Однако по возможности лучше бы прочитать оригинальный текст закона: именно эта позиция может считаться ответственной (он доступен по электронному адресу минобрнауки.рф/документы/2974). Тем более что отдельные статьи этого документа посвящены и более узким учебным вопросам, которые могли бы заинтересовать не каждого и поэтому не получат широкого освещения в центральных СМИ (например, образование в области искусств), и базовым для вас понятиям – к примеру, правам учащихся. 

Сюрприз: права учеников выражаются их родителями как их совершеннолетними законными представителями – и подробно расписаны в статьях 44 и 45. Из этих статей складывается вполне четкий образ учащегося и его семьи. Так, именно родители (а не школа) «имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». А школа лишь помогает им в этом, причем они вправе «дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье». А не понравится ему обучаться дома – тогда пусть в школу идет. 

Легко себе представить, каким абитуриентом может вырасти такой ребенок. Свободный от диктата школьных рамок, он, скорее всего, критично отнесется и к готовому «пакету» университетских знаний. Сам будет решать, чему ему учиться! А семья поддержит. Вы не узнали в этом портрете себя? Тогда можете пофантазировать: а какие науки вы бы изучали, если бы могли учиться вне школьного коллектива, самостоятельно, если бы родители всегда были за вас? Вероятно, эти размышления как раз и помогут вам выбрать, какую профессию и в каком вузе осваивать, тем более что вы уже выросли и можете ответить на такой важный вопрос сами.

Татьяна Карпеченко
Вернуться назад