Синергия: над шапкой

Система образования в республике Казахстан

Содержание

Система образования в Казахстане в 90-е годы прошлого века развивалась в условиях устаревшей методологической базы. Исследования, проведенные ЮНЕСКО, показали устойчивую тенденцию к снижению качества образования в Казахстане.

Система образования в Республике Казахстан не была ориентирована на подготовку учащихся к самостоятельной жизни и формирование у них четких планов на будущее. И в результате лишь 30% выпускников осознанно выбирали дальнейшую профессию. Отсутствие дошкольного образования негативно отразилось на подготовленности детей к школе.

С началом экономического развития страны правительство республики обратило внимание и на уровень образования. Были приняты реформы, целью которых стало улучшение качества образования в соответствии с потребностями государства и внедрение опыта высокоразвитых зарубежных стран.

С 1999 года согласно Закону об образовании была принята новая система обучения, соответствующая Международной стандартной классификации образования и рекомендованная ЮНЕСКО. Для соблюдения принципа непрерывности и преемственности были введены четыре уровня обучения:

  • Дошкольное;
  • Среднее;
  • Высшее;
  • Послевузовское обучение.

ДошкольноеУчитель с детками на уроке дошкольного образования собирает лего

Правительство Казахстана серьезно отнеслось к проблеме дошкольного образования. Увеличив финансирование организаций дошкольного образования и привлекая частные инвестиции, государство поспособствовало стремительному росту количества учреждений.

Поменялся и подход к обучению детей. На первое место в системе дошкольного образования в Казахстане выносится развитие у детей самостоятельности и самодостаточности. Произошло осознание того, что период детства – это не просто подготовка к школьной жизни, а важный этап развития человека.

Новый подход соответствует потребностям ребенка и его возрастным интересам. Обучение происходит в процессе игры с постепенным усложнением задач. Это позволяет сохранять интерес детей к процессу получения новых знаний.

Основная идея нового образовательного Стандарта дошкольного образования Республики Казахстан состоит в том, что игра, как форма развлечения, может перерасти в творчество. В процессе игры формируются модели человеческих отношений, происходит психологическая подготовка ребенка к школе.

ШкольноеШкольники Казахстана играют в шахматы

На данный момент система школьного образования в Казахстане является одиннадцатилетней и подразделяется на 3 этапа:

  • Начальный (1-4 классы);
  • Основной (5-9 классы);
  • Старший (10-11 классы).

К 2020 году, для того чтобы перераспределить нагрузку на детей и повысить эффективность школьного образования, планируется переход на двенадцатилетнюю систему обучения, принятую в большинстве высокоразвитых стран. Также планируется введение двенадцатибалльной системы оценивания знаний.

Основными трудностями перехода на современную эффективную систему школьного образования является недостаточное финансирование учреждений и неподготовленность преподавательского состава к переменам. Современные педагоги должны постоянно повышать свою квалификацию, используя опыт заграничных коллег, осваивать новые техники преподавания и применять их на практике.

Однако позитивные изменения все-таки есть в системе образования Казахстана. С пятого класса вводятся в программу обучения начальные знания по химии, биологии и физике. В старших классах у детей появится возможность самостоятельно выбирать интересующие его предметы. Такие реформы позволяют формировать с ранних лет всесторонне развитую личность.

ВысшееВыпускники одного из вузов Казахстана

Из всех стран СНГ Казахстан провел наиболее радикальные реформы в системе высшего образования. В 2007 году была закреплена следующая структура:

  • Высшее базовое обучение. Длится четыре года, по окончании студенту присваивается степень бакалавра;
  • Высшее специальное образование. Возможно только на основе базового. Длится два года, а после обучения выдается диплом магистра;
  • Докторантура. Процесс обучения длится минимум три года и присваивается степень доктора наук.

Бакалавриат нацелен на получение глубоких знаний будущей профессии. А процесс обучения в магистратуре более узконаправленный. Переход на следующий курс обучения возможен только при условии успешного окончания предыдущего.

Студенты получают возможность закончить бакалавриат по одной специальности, а степень магистра получить по другой, что снижает временные и финансовые затраты на приобретение второго высшего образования.

В структуре высшего образования Республики Казахстан преобладают частные вузы, но больше половины студентов учатся в государственных учреждениях.

В Казахстане существуют следующие формы высшего образования:

  • Очная. Самая популярная форма, предписывает обязательное присутствие студента на лекциях и семинарах;
  • Заочная. Студент посещает интенсивные занятий два раза в год. Длительность обучения составляет один месяц, по окончании которых сдаются экзамены;
  • Дистанционное обучение. Процесс обучения проходит через интернет, где выложен весь необходимый материал, задания для самостоятельной работы, проводятся онлайн консультации. Однако защиту дипломных работ студенты проводят непосредственно в стенах вуза.

Высшее образование в Республике Казахстан находится в состоянии постоянного реформирования. Такая тенденция способствует постоянному повышению уровня выпускаемых специалистов.

Понравилось? Поделись: