Кто такой научный руководитель аспиранта?

Содержание

Научный руководитель – преподаватель или научный работник, обладающий ученой степенью (не менее докторской) в сфере, в которой работает аспирант и по которой ему предстоит написать докторскую диссертацию. Его главная задача – помочь аспиранту составить учебный план и следовать ему, поддержать «подопечного» в его начинаниях, консультировать его абсолютно по любым вопросам, касающимся учебного, научного и преподавательского процесса.

Общая картина

Научный руководитель помогает аспиранту выбрать направление исследований, советует источники, в которых ему можно почерпнуть необходимые сведения, оценивает методику исследований и качество работы своего «подопечного» - аспиранта. Научный руководитель – та движущая сила, которая помогает начинающему, молодому ученому не заблудиться в море информации, не сбиться с курса, получить искомый результат.

При этом, он не должен делать всю работу за аспиранта, которому он покровительствует; его обязанность – лишь контролировать деятельность новичка в мире науки, помогать ему выбирать верные пути и принимать правильные решения.

Научный руководитель с соискателемНа кафедре, выполнять функцию научрука могут предложить и кандидату наук, который, совсем недавно, сам был аспирантом. Тем не менее, эта обязанность должна быть возложена, как минимум, на человека, обладающего званием доктора наук, ибо, в противном случае, у аспиранта могут возникнуть некоторые трудности при оформлении документов. Нередко, бывает так: доктор наук официально значится научным руководителем (т.к. того требует бюрократия), а все необходимое, в этом направлении, выполняет кандидат (помогая доктору-покровителю), фигурирующий официально, максимум, в качестве научного консультанта. Такая тенденция вызвана тем, что появилась возможность оправдывать количество задействованных в подготовке аспиранта работников тем, что вопрос, над которым он трудится, весьма широк. Это касается диссертаций, затрагивающих темы, выходящие за рамки одной конкретной специализации. При этом, тему диссертации и число консультантов (а руководитель может быть лишь один), имеет право утвердить исключительно Ученый Совет вуза.

Два лагеря

Если вы решили учиться в аспирантуре, вам, скорее всего, придется столкнуться с одним из двух условных типов научных руководителей:

  1. Первые фанатично настроены на то, чтобы всесторонне помогать «своему» аспиранту и широко поддерживать. Среди причин к такому поведению у них, может быть и родительское чувство, и вопрос престижа, и элементарная боязнь начальства (бессмысленный страх потерять «насиженное» место). С таким руководителем, что называется, не пропадешь, если страх перед начальством не доходит до абсурда и «овечий пассивности». Чрезмерно фанатичный научный руководитель может нанести и вред умению мыслить: пытаясь всесторонне помочь, он чуть ли не пишет за аспиранта всю его диссертацию, в результате чего, ученый-новичок, не научится самостоятельно мыслить, анализировать, постигать и реализовывать свои замыслы. В случае, если вам попался такой руководитель, но вы, при этом, хотите сами чего-то добиться и чувствовать свой реальный вес в научном мире, вам следует бесконечно и постоянно благодарить своего наставника, но вовремя его останавливать, то есть, до того, как он начнет прорабатывать за вас те или иные моменты диссертации.
  2. Другой вариант (также, крайность, куда без неё?) – научный руководитель занимается своими делами и помогает своему аспиранту нехотя, «постольку-поскольку». В этом случае, задача аспирата – не смущаться и постоянно, при первой необходимости, «лезть в глаза», навязываться научному руководителю. Если вам надо – ловите его и бегайте за ним (бывают случаи, когда научные работники, реально бегают и скрываются не только от студентов, но и от аспирантов). Отстаивайте свое право. Обычно, пассивную позицию занимают лишь крайне мягкие и слабовольные научные руководители. Поэтому, в ваших силах на них надавить. Но – не перегибайте палку; следует соблюдать субординацию. В крайнем же случае (учтите, лишь в крайнем), есть возможность обратиться к вышестоящим лицам с просьбой повлиять на научрука, а еще лучше – заменить его.

Документы

Для кандидатов наук:

  1. Личное заявление (на имя ректора). Указывается тематика исследований по диссертации.
  2. Выписка из протокола заседания кафедры (возможность допуска кандидата к руководству аспирантом.
  3. Список научных трудов и изобретений за последних 5 лет (важно: опубликованных и утвержденных, в разных издательствах).
  4. Тема предполагаемой диссертации аспиранта должна соответствовать профилю потенциального руководителя.

Для регионального преподавателя-консультанта:

  1. На имя ректора, личное заявление (указывать тему диссертационного исследования).
  2. Выписка из протоколов заседаний Учебно-методического совета или кафедры, касающаяся возможности допуска преподавателя к научно-руководительской работе в разрезе научных школ конкретной кафедры.
  3. Список опубликованных трудов в сфере науки за последние 5 лет. Труды должны подтверждать развитие научной школы претендента на выполнение функции научного руководителя.
  4. Копии дипломов о присуждениях всех научных званий и степеней, имеющихся у претендента (важно, чтобы эти регалии касались специальности или кафедры, профиля, по которому собирается писать диссертацию аспирант, на научное руководительство над которым претендует преподаватель-консультант).
  5. Документ, который подтверждает работу (также и в сфере руководства дипломными проектами) претендента на научное руководительство, в качестве сертифицированного преподавателя учебного заведения (научного учреждения), за которым закреплен аспирант, являющийся его потенциальным «подопечным». Важно, чтобы документ подтверждал не менее, чем двухгодичный срок вышеуказанной работы претендента на научное руководительство.

Понравилось? Поделись: