Сочинение: как избежать типичных ошибок

Сочинение: как избежать типичных ошибок

На экзаменах ставится одна отметка. Если вы написали хорошую, содержательную работу, но сделали много ошибок, то отметка окажется плохой. То же самое произойдет, если грамотная работа будет бедной по содержанию.

Каковы же основные критерии отметки за сочинение?

Требования по русскому языку абитуриентам обычно известны и понятны: они не удивляются, если отметка снижена за пунктуационные или орфографические ошибки. Но вот претензии экзаменаторов к содержанию, как правило, абитуриентам не очень понятны. И чем хуже подготовлен бывший школьник к вступительным экзаменам, тем непонятнее ему замечания, высказанные в рецензии на содержание его работы. А ведь понимать их надо – и не только для того, чтобы смиренно принять плохую отметку и забрать документы из вуза, но и чтобы грамотно оспорить их в апелляции, если они несправедливы.

Давайте же вспомним, что проверяется на экзамене, который называется «Русский язык и литература (сочинение)», помимо орфографической и пунктуационной грамотности.

Во-первых, знание литературного материала, т.е. текста того произведения, по которому вы пишете сочинение. Требование к знанию текста вполне демократично. Усвоить содержание «Евгения Онегина» или «Войны и мира» может как выпускник элитарного столичного лицея, так и тот, кто заканчивал сельскую школу. Мало того, ни один даже самый лучший репетитор не может вместо вас ни прочитать «Войну и мир», ни выучить цитаты из «Евгения Онегина». А сами вы вполне в состоянии это сделать. Но экзамен по литературе – это не изложение, и навыки пересказа у вас не проверяют.

Помимо знания литературного материала, вы должны показать умение литературный материал анализировать . Это, скажем так, во-вторых.

Очень часто в рецензиях на сочинение написано: «Анализ текста подменен пересказом». Вы не должны рассказывать, как за маленьким Онегиным «сперва мадам… ходила», как потом ее сменил учитель-француз, как Онегин-юноша ездил на балы или на детские праздники, как потом заскучал и начал читать книги… а книги ему тоже надоели… и вот он поехал в деревню и подружился с Ленским., а Ленский был влюблен,… а его возлюбленная,… а ее сестра…, а няня …, а Онегин …, а Ленский … и вот … Очень часто абитуриенты сбиваются именно на такой пересказ. Примеры из текста, бесспорно, должны быть. Говоря, скажем, о формировании характера Онегина, необходимо, конечно, анализировать I главу романа и рассматривать определенные эпизоды: вы должны сказать и о его детстве, и о юности, и о том, что значит «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», и о том, почему Онегин заскучал в свете, и как Пушкин это показывает, и какие книги Онегин читает, и как эти книги способствуют его отчуждению от света. Это и есть опора на текст. Отсутствие опоры на текст отмечается в рецензии как недостаток.

В-третьих, вы должны продемонстрировать, что ориентируетесь в культурно-историческом контексте той эпохи, когда написано произведение , и той эпохи, о которой оно написано. По сочинению всегда видно, знает ли автор работы, что «Капитанская дочка» повествует о событиях пятидесятилетней для Пушкина давности и что написана она в 1836 году. Дело не в том, что в сочинении вы должны непременно подробно рассказать, что и в какую эпоху происходит, но имейте в виду, что, когда абитуриент предполагает, будто князь Андрей зачитывался стихами Пушкина или Лермонтова, а Толстой учился с вышеназванными поэтами в одном классе лицея, это всегда где-нибудь да проявится.

Четвертое. Абитуриент должен владеть навыками построения текста. Вступление не может занимать треть сочинения. Это серьезный недостаток, он обязательно будет отмечен в рецензии. И еще: вступление должно быть четко связано с темой. Об этом мы подробно писали в предыдущих номерах – равно как и о том, что заключение представляет собой вывод, а не патетические фразы о том, как потомки любят и ценят Пушкина, Лермонтова или, например, Достоевского.

Кстати, о патетике. Постарайтесь, чтобы ее было поменьше. Имейте в виду, что эмоциональность никак не связана ни с вашими ахами и охами, ни с восклицательными знаками. Если вы умеете писать эмоционально, это проявится… как «скрытая теплота патриотизма» — помните, у Толстого?

То же хочу сказать и о способности мыслить самостоятельно. Честное слово, эту способность, если она есть, не скроешь, а если ее нет, то никакие, «я думаю», «мне кажется» и «по-моему» ее не заменят. Как правило, именно эти вводные слова абитуриенты (и школьники!) используют, когда хотят сообщить что-нибудь уж совсем тривиальное, т.е. всем и так давно известное. Например, что Пушкин — это «наше все».

Но продолжим о композиции. Основная часть должна быть примерно в 6-8 раз больше вступления. Не забывайте выделять абзацы! С красной строки начинаются не только основные части сочинения, но и те отдельные пункты, из которых состоит основная часть. Не забудьте, что переходы от одной мысли к другой должны быть логичными. Принцип «в огороде бузина, а в Киеве дядька» абсолютно не годится для сочинения. Как минимум, между «бузиной» и «дядькой» должна быть фраза-мостик.

Пятое. Вы изучали на уроках русского языка стили речи, поэтому нарушение норм русского литературного языка является грубой ошибкой. Эти нормы не допускают в письменной речи вульгаризмов, канцеляризмов, просторечия и ненормативной лексики, а также сленга.

Следите за своей речью и тогда, когда, подобно тургеневскому Аркадию, вам захочется заговорить «красиво». Все фразы и фразочки из ваших сочинений, которые любят цитировать преподаватели, чтобы повеселить публику, как правило, связаны именно с этими вашими устремлениями. Но в то же время вам могут снизить отметку и за то, что вы используете упрощенные или однообразные синтаксические конструкции.

Конечно, если вы поступаете на филологический факультет, к вам предъявляются более строгие требования. Проверяющий может поставить вам в упрек и то, что вы плохо владеете основными литературоведческими терминами, и то, что не проявили знания литературоведческих статей.

Мы постарались разделить основные требования к сочинению именно на пять частей не случайно. Ведь сочинение, как правило, оценивается по пятибалльной системе, а каждое замечание из тех, о которых было сказано, может повлечь за собой снижение оценки на один балл.

Зная требования, предъявляемые к вступительному сочинению, вы, конечно, сумеете справиться с вступительным экзаменом, защитить свои права, если претензии к вам не будут достаточно обоснованы, или отложить поступление в вуз на некоторое время, если вы не чувствуете себя готовыми к экзаменам.

Е.И. Вигдорова, Российский государственный гуманитарный университет
Панравилось? Поделись:
Вернуться назад