Как подготовиться к экзамену по истории России

Как подготовиться к экзамену по истории России

Знание истории своей страны необходимо не только историкам, но и гораздо более широкому кругу специалистов-гуманитариев. Поэтому не удивительно, что после математики и русского языка история России занимает третье место по числу ежегодно сдающих ее абитуриентов. В зависимости от характера вуза и специальности факультета этот экзамен проводится в разных формах, как устно, так и письменно.

Как подготовиться к ЕГЭ по истории

Для большинства школьников экзамен по истории ассоциируется исключтельно с ЕГЭ. Для того, чтобы максимально эффективно подготовиться к его прохождению, рекомендуем пройти онлайн тесты, созданные на основе демонстрационных вариантов представленых Министерством образования и науки в разделе "ЕГЭ по истории".

Далее мы раскажем, какие еще виды экзаменов бывают и какие способы наиболее эффективны к их подготовке. ЕГЭ в данном случае, не исключение!

Устный экзамен - самый распространенный

Самым распространенным типом экзамена является устный ответ на вопросы экзаменационного билета. Такой экзамен, безусловно, будет предложен абитуриентам‑историкам, а также всем, от кого ожидаются не формальные, достаточно глубокие познания в области истории: филологам, юристам, философам. Конечно, во всяком вузе существуют свои правила, поэтому необходимо уточнить форму экзамена в каждом конкретном случае. Мы же поговорим о подготовке к экзамену по истории России вообще; о подготовке к устному экзамену, а затем о специфике других форм экзаменов.

Узнав, что вам предстоит сдавать историю, первым делом позаботьтесь о том, чтобы приобрести программу по этому предмету, принятую в избранном вами вузе. Распространенное заблуждение — уверенность в том, что везде спрашивают примерно одно и то же. Это, разумеется, не означает, что каждый вуз требует знания какой-то своей истории России, однако акценты могут быть расставлены по‑разному. Так, от будущих юристов логично требовать более глубокого знания истории государственных учреждений и памятников русского права, от экономистов — эволюции хозяйства России, от журналистов — развития российской общественной мысли и периодической печати. Наконец, исторические кафедры даже в одном и том же вузе могут ожидать от абитуриентов не совсем одинаковых по содержанию знаний.

Как подобрать пособия для подготовки

После того, как программа получена, необходимо подобрать пособия для занятий. Тут возможно несколько вариантов. Весьма распространенным жанром учебной литературы являются пособия для поступающих. Скорее всего, без них не обойтись. Но опять-таки постарайтесь приобрести те книги, которые рекомендованы историками именно вашего вуза.

Как узнать, какие материалы нужны? Приобретая программу для поступающих, спросите об этом в приемной комиссии. Возможно, программа и учебник будут типовыми, но, скорее всего, вам предложат работы составителей билетов и экзаменаторов или то, на что они ориентируются. Если приемная комиссия такую информацию не предоставляет, имеет смысл поспрашивать знакомых, которые уже поступили в данный вуз. Очень полезно позаниматься, если позволяют обстоятельства, на краткосрочных подготовительных курсах, существующих почти при каждом вузе.

Почему все это так важно? Программа, рекомендованное пособие, курсы дадут представление о наиболее популярных у комиссии вопросах, принятой здесь расстановке исторических акцентов, тех или иных трактовках спорных событий и явлений. Однако, запомните: никакие пособия и курсы не дают возможности подготовиться к экзамену на “отлично”, если пытаться просто затвердить содержание “близко к тексту”.

Не пытайтесь уподобиться ученым попугаям, заучивая не понятые вами фразы. Экзаменатор быстро раскусит “фокус”, легко свернет вас с накатанного рассказа, поставит сначала вас в тупик, а потом и жалкое “удовлетворительно” в экзаменационный лист. И все это строго в пределах вступительной программы и доставшегося билета.

Все пособия для поступающих неизбежно страдают одним общим недостатком. Их авторам приходится раскрывать содержание родной истории за тысячу с лишним лет в очень сжатом объеме. Эти материалы представляют, так сказать, верхний слой знания, и, поверьте, на экзамене всегда видно, стоит ли  за ним глубина понимания и способность к анализу исторического процесса.       

Как достичь глубины в море исторической премудрости

Представим себе человека, который в день экзамена будет сидеть по ту сторону стола с разложенными экзаменационными билетами. Его знания отличаются от ваших не просто количественно. Допустим, вы рассказываете о Куликовской битве. Конечно, преподаватель не знает поименно всех ее участников, но он, владеет информацией об источниках, по которым можно это событие изучать, о степени их достоверности. Ему известно, какие выработались подходы, какие проблемы не решены. Он знает и обстановку, в которой произошла битва, и историю сопредельных государств и народов, которые она затронула. Для него строки пособия звучат отнюдь не так же, как для вас.

Что можно посоветовать? Приобретите учебники для исторических специальностей вузов. Не бойтесь их. Для студентов они, в сущности, то же, что пособия для абитуриентов, то есть верхний слой профессионального знания. Вам же можно этим ограничиться. Например, хорошо зарекомендовал себя учебник для педагогических вузов “История России с древнейших времен до 1861 года” под редакцией Н.И. Павленко; подготовленный специалистами МГУ учебник “История России XIX — начала XX века” под редакцией В.А. Федорова. Несколько сложнее обстоит дело с учебниками по истории после 1917 г. Здесь перед выбором лучше проконсультироваться со специалистами выбранного вами вуза или студентами-старшекурсниками, аспирантами.

Внимательно изучите эти учебники, обязательно “продеритесь” через язык изложения, который может показаться трудным. Выясните значение всех научных терминов как общесоциального, так и сугубо исторического характера. Смело обращайтесь с вопросами к знакомым преподавателям, учителям, друзьям-студентам, а также пользуйтесь энциклопедиями. Лучшая из них — это энциклопедия “Отечественная история: история России с древнейших времен до 1917 года”, вышедшая в издательстве “Большая российская энциклопедия”. К сожалению, пока вышло только три ее тома (до литеры М), к тому же она посвящена только истории до 1917 г. Помогут и “Энциклопедический словарь юного историка” (составитель В.Б. Перхавко), вышедший в издательстве “Педагогика-пресс”, и  другие издания подобного типа и, разумеется, обычный “Энциклопедический словарь” (последних лет издания). В словарях советской эпохи трактовка исторических вопросов предельно идеологизирована, и почерпнутые из них сведения будут странно смотреться в вашем ответе.

Разберитесь в сути и содержании всех исторических явлений, о которых написано в учебниках. Проверьте себя по программе экзамена.

За каждым словом в ней для вас должно стоять конкретное содержание исторического процесса в России. Особое внимание уделите проблемам истории культуры. Практика показывает, что подобные вопросы — “ахиллесова пята” многих абитуриентов. Не ограничивайтесь простым запоминанием фамилий деятелей искусства, литературы, науки. Сходите в музей, полистайте альбом репродукций в библиотеке. Старайтесь узнавать в конкретных произведениях признаки того или иного художественного стиля, выделять общие культурные тенденции и представления разных эпох.

Читать далее

Панравилось? Поделись:
Вернуться назад