Как развивать свою память?

Как развивать свою память?

Согласно расчетам  фон Неймана, создателя кибернетики, мозг человека может вместить около 1020 единиц информации. Это означает, что каждый из нас способен запомнить все, что записано в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Практически безграничные возможности человеческой памяти подтверждаются многочисленными примерами. Психолог А.Р. Лурия, один из первых исследователей памяти, описал в своих работах репортера Ш., обладавшего феноменальными способностями. Он никогда ничего не забывал, с одинаковой быстротой и легкостью запоминал любую информацию, в том числе бессмысленную. Мог безошибочно воспроизвести после одного предъявления длинные ряды не связанных между собой цифр, букв, слов. Так же легко он  воспроизводил их через несколько дней, месяцев и даже лет!

Так почему мы жалуемся на плохую память? Может быть, все дело в неумении ей пользоваться? В это трудно поверить, но многие артисты, демонстрирующие с эстрады феноменальные способности к запоминанию, исходно имели вполне заурядную память. Развить свои способности по силам каждому человеку — было бы желание! Однако прежде, чем говорить о тренировке памяти, нужно разобраться в том, как она устроена.

Представим себе дом, состоящий из трех комнат, — совсем маленькой прихожей, проходной комнаты и большого зала. Это и есть образ нашей памяти. “Прихожая” — это сенсорная память, ее еще можно назвать памятью органов чувств. Сюда попадают сигналы обо всем, что мы видим, слышим, ощущаем. И практически сразу эта информация забывается: через 250 миллисекунд от нее не остается и следа. Забывания не происходит только в том случае, если чем-то обратила на себя наше внимание. В этом случае информация попадает в “проходную комнату”, — кратковременную память.

Кратковременную память называют еще оперативной, т.к. она используется при выполнении различных несложных операций. Например, когда вы читаете предложение, в кратковременной памяти задерживаются значения уже прочитанных слов, — без этого было бы невозможно понять смыл прочитанного. Объем кратковременной памяти характеризует способность человека механически запоминать полученную информацию. Психологи считают, что он индивидуален и не меняется на протяжении всей жизни. Это то, что дается человеку от рождения. Вы можете проверить объем своей кратковременной памяти, проведя несложный эксперимент (см. Опыт 1).

Работа кратковременной памяти подчиняется закону “7+-2”. Это означает, что из сенсорной памяти в нее обычно попадают 5-9 единиц информации. Например, если вам в течение нескольких секунд предъявят какие-либо 20 предметов, а потом попросят их назвать, вряд ли вам удастся вспомнить больше 9. Поэтому, если вы хотите запомнить какую-то информацию, не дробите ее больше, чем на 9 смысловых частей. Этим вы значительно облегчите запоминание. В долговременную память переходит гораздо больше информации, чем вмещает кратковременная память, поэтому не стоит огорчаться, если в опыте вы получили не очень хорошие результаты.

Однако на длительное время информация сохраняется лишь долговременной памятью (“большой зал” нашего “дома”). Сюда она попадает из предыдущей “комнаты” — кратковременной памяти. Обычно этот переход требует некоторого времени (от 15 минут до часа) и приложения определенных усилий. Психологами сформулированы правила, которые могут значительно облегчить переведение информации в долговременную память.

Информацию надо прорабатывать — делать конспекты, схемы, задавать себе вопросы и отвечать на них, записывать комментарии.

Нужно четко представлять, зачем и почему вам необходимо запомнить эти сведения, когда они могут пригодиться. Убедите себя в том, что запоминаемая информация вам интересна.

Обычно центральная часть материала запоминается хуже, чем начало и конец, поэтому уделяйте ей особое внимание.

Запоминание ухудшается, если вы подряд заучиваете однотипный материал, например, историю и литературу. Старайтесь чередовать точные и гуманитарные предметы.

Время от времени повторяйте то, что вы уже выучили — при этом  прочность запоминания возрастает многократно.

Самый простой, не требующий умственных усилий способ заучивания, — многократно механически повторять то, что необходимо запомнить. Именно так поступают “зубрилы”. Этот способ малоэффективен, требует большого количества времени, да и материал, выученный таким образом, припоминается с трудом, часто не к месту. Осмысленное запоминание строится на понимании внутренних логических связей между частями материала. Оно гораздо эффективнее механического заучивания, так как прочнее, требует меньше времени. Проведенные психологами эксперименты показали, что при  механическом запоминании через час в памяти остается только 40% материала, через несколько часов — всего 20%. При осмысленном запоминании 40% материала остается в памяти даже через 30 дней. Использовать осмысленное запоминание возможно даже в том случае, если вам нужно запомнить бессмысленную информацию. Облегчить запоминание помогут некоторые мнемотехнические приемы.

Метод условно-логических связей.

Вам нужно запомнить слова: дерево, река, пуговица, старик, дом, собака, дерматит. Для этого необходимо установить между ними условно-логические связи, например:  дерево растет на берегу реки — река блестит как начищенная пуговица — пуговицу начистил старик — старик живет в доме вместе с собакой, а дерматит у собак бывает очень часто. Имея некоторый навык, таким образом можно запомнить более 30 не связанных между собой слов.

Метод мест. Представьте, что вы обходите комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете, опять представив квартиру, — все будет там, где вы оставили при прошлом “обходе”.

Метод акронимов. Его суть состоит в том, что по первым буквам слов, которые необходимо выучить, составляют легко запоминающуюся фразу. (Например всем известная фраза “каждый охотник желает знать, где сидит фазан”, первые буквы слов которой обозначают цвета радуги.)

Метод группировки. Любое большое число проще запомнить, сгруппировав цифры в более крупные блоки.

Метод ритма и рифмы. Этот прием хорошо знаком детям, заучивающим цифры. Он лежит в основе считалок, например: “раз, два, три, четыре, пять — вышел зайчик погулять…” и т. д.

Метод Айвазовского. Посмотрите на предмет, который вам нужно запомнить в течение 3 секунд, стараясь запомнить все детали. Закройте глаза и мысленно представьте его со всеми подробностями, задавайте себе уточняющие вопросы и отвечайте на них. Откройте глаза на 1 секунду, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально полного изображения.

Считается, что информация, попавшая в долговременную память, хранится в ней всегда. Так под гипнозом люди вспоминают мельчайшие подробности казалось бы давно забытых событий. Почему же так трудно, а порой и невозможно бывает извлечь из памяти нужную информацию? Ведь хорошая память — это не только способность быстро и надолго запоминать большой объем материала, но и умение вовремя и к месту вспомнить то, что нужно. Возможно, причина в том, что “большой зал” памяти многих людей похож на захламленный чердак, где информация свалена в кучу без всякого порядка, где трудно отыскать то, что нужно в данный момент. Понятно, что информацию нужно привести в порядок, систематизировать. Немецкий психолог Ф.Лезер советует использовать для этого  “метод бирок”. Запоминая какие-либо сведения, отвечайте на следующие три вопроса.

Что хранится? (Суть информации.)

Где хранится? (Область, к которой относятся сведения.)

Как вспомнить? (Введение опорного сигнала — “бирки”.)

Когда вам нужно будет вспомнить информацию, начинайте с “бирки” — это значительно облегчит вашу задачу.

Опыт 1. Объем кратковременной памяти

Попросите своего товарища зачитать вам ряды чисел с увеличивающимся количеством цифр, например: 849, 2905, 17460, 274369, 2046931, 16385039, 465820168. После прочтения вы должны записать числа так, как они вам запомнились. При проверке за каждую правильно воспроизведенную цифру на правильном месте начисляется 1 балл, за каждую пропущенную или неверно названную цифру вычитается 1 балл, за перестановку места правильно воспроизведенной цифры вычитается 0,5 балла. Посчитайте общее количество баллов. Повторите всю операцию с несколькими рядами цифр. Объем кратковременной  памяти равен максимальному полученному баллу.

Опыт 2. Объем долговременной памяти

Попросите своего товарища приготовить лист бумаги, на котором написано 10, не связанных друг с другом смыслом, слов. Прочитайте их в течение 10 секунд. Через 30 минут постарайтесь слова воспроизвести слова. Если вы вспомнили 2-3 слова — память плохая; 4-5 слов — память средняя; 6-8 слов — память хорошая; свыше 8 слов — память очень хорошая. 

Панравилось? Поделись:
Вернуться назад