Умеете ли вы читать?

Умеете ли вы читать?

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что навыки чтения — основа учения, и все учащиеся в той или иной мере ими владеют. Но насколько эффективны эти навыки, позволяют ли они качественно усваивать разнообразные знания — об этом стоит, с нашей точки зрения, задуматься всем, кто учится в школе, и особенно тем, кто собирается учиться дальше. Мы настоятельно советуем это сделать не только учащимся, у которых с начальной школы песочные часы вызывают священный трепет, но и тем, кто имел по «технике чтения» твердую пятерку. Ведь работами многих зарубежных и отечественных психологов убедительно показано, что читать быстро, правильно артикулируя все слова (техника чтения), и читать, понимая смысл читаемого (осмысленное чтение), — это не одно и то же.

Результаты специальных исследований эффективности чтения учащимися различных возрастов часто удивляют и удручают. Так, в 1970-х годах отечественными психологами было проведено обследование, в котором приняли участие московские школьники 4–10-х классов, всего около 1000 человек. Были получены следующие результаты: самыми элементарными приемами понимания текста владели лишь 0,3% обследованных школьников. Последующие исследования, проведенные в самых различных регионах бывшего СССР, к сожалению, только подтвердили эти печальные результаты. Были выявлены разнообразные «сбои» в работе с текстом у подавляющего большинства учащихся. Эти «сбои» в основном связаны с непониманием смысла отдельных слов и словосочетаний, трудностями выявления структуры предложений и взаимосвязей между ними. При этом особую тревогу психологов вызвало не то, что учащиеся не знают значения многих слов, но то, что у них нет потребности узнать это.

Поражала пассивность и отсутствие любознательности у учащихся. Так, в одном из исследований старшеклассникам предъявлялся текст, в котором было несколько редко употребляемых слов. В эксперименте на столе рядом с испытуемым лежал словарь иностранных слов. Тем не менее, большинство школьников не пытались посмотреть значение незнакомых слов. Они не предпринимали и сколько-нибудь явных попыток «понимания через контекст», не обращались за помощью к экспериментатору, хотя о такой возможности говорилось в инструкции.

Вы можете спросить, как же в таком случае школьники учатся в школе? Ведь учение требует выполнения таких заданий, как пересказ текстов, ответы на вопросы, решение задач. Ответ хорошо известен: они «зубрят», стараясь максимально точно запомнить учебный материал. Однако установка на механическое запоминание, которое выявляется у 87% школьников, отнюдь не самая эффективная основа учебной работы. Например, многие из вас уже «прошли» в школе поэму В.В. Маяковского «Хорошо!». Но все ли могут не только раскрыть общий смысл этой поэмы и прочитать наизусть какой-нибудь отрывок, но ответить, в частности, на вопрос, зачем понадобилось героям Маяковского поднимать с «царевой кровати эту самую Александру Федоровну». Знаете ли вы, что речь здесь идет об Алексанре Федоровиче Керенском, который, став премьером буржуазного Временного правительства, устроился в Зимнем дворце в опочивальне императрицы Александры Федоровны.

Мы очень советуем вам проанализировать то, как вы читаете, есть ли у вас вредные привычки в учебной работе, например, пассивное скольжение по поверхности текстов, а затем направить свои усилия на совершенствование навыков чтения. Помочь в этой работе вам может знакомство с системой SQ3R, которая задает общий алгоритм работы с текстом.

Итак, буква «S» в этой системе обозначает обзор и просмотр текста, в результате которых у вас должно сложиться общее представление о его содержании. Просмотр включает чтение заголовка и подзаголовков, введения, заключения, а также первых и последних фраз в разделах текста. На основе такой работы надо попытаться ответить на 3 основных вопроса: «Чему посвящен текст? Что я уже знаю об этом? Что мне предстоит узнать?». Кроме того, надо попробовать переформулировать заглавие текста в виде вопроса. После этого можно переходить к изучающему чтению. Это вдумчивое чтение с постоянной самодиагностикой своего понимания. Изучающее чтение закономерно включает не только содержательный анализ структуры читаемого текста, но также сознательное привлечение своих прежних знаний. Изучать текст хорошо с карандашом и бумагой, то есть, подчеркивая главное и делая соответствующие выписки. Очень полезно составлять план изучаемого материала или рисовать его структурные схемы. В целом, такая работа должна привести к осмыслению содержания вновь усваиваемых знаний, после чего можно переходить к проверке: активному припоминанию и воспроизведению содержания материала. При этом в случае затруднения можно заглядывать в текст. Но не надо еще раз его читать (такую ошибку делают многие учащиеся).

Ваш пересказ текста должен быть полным и связным. Очень хорошо, если это пересказ «своими словами» с переструктурированием материала, так как известно, что материал в этом случае будет запоминаться в 7 раз лучше, чем при механическом заучивании. На этом же этапе работы попытайтесь ответить на вопросы по тексту и решите предлагаемые задачи. Если все это получается, то можно переходить к завершающему этапу: составлению резюме. Оно должно включать основные мысли текста, сформулированные в обобщенном виде. В таком виде знания сравнительно легко включаются в структуры прошлого опыта и долго сохраняются. Последнее особенно важно, так как у тех из вас, кто впервые узнал о системе SQ3R, может возникнуть представление, что такая работа более трудоемка, чем заучивание. Это не совсем так. И даже совсем не так. Действительно, сначала может быть достаточно трудно работать с учебным материалом предлагаемым способом, хотя он дает очевидный выигрыш в качестве знаний. Для абитуриентов особенно важным является то, что этот метод обеспечивает прочные знания, которые можно достаточно быстро повторить перед вступительными экзаменами.

Панравилось? Поделись:
Вернуться назад