Поступаем в ВУЗ с репетитором и без

Поступаем в ВУЗ с репетитором и без

Но дорогу в вуз новоиспеченному выпускнику общеобразовательной школы преграждает серьезное препятствие — недостаточность знаний. К сожалению, уровень школьной подготовки очень часто не соответствует требованиям вступительных экзаменов. И родители, и школьники отлично понимают, что знаний, полученных в стенах районного общеобразовательного учебного заведения, явно недостаточно. Это подтверждает наглядный пример знакомого юноши, окончившего школу без троек и «завалившегося» на сочинении, или девушки, которая, получив золотую медаль, не смогла сдать профильный экзамен по истории. Когда появилась пропасть между школой и вузом, что послужило этому причиной — не важно. Важно, что сегодня без серьезной подготовки вступительные испытания не выдержать.

Итак, если вы не учащийся (или учащаяся) гимназического или лицейского класса, не счастливый победитель предметной олимпиады, и если последнее, что вы помните из школьной программы, — это счет до десяти при помощи калькулятора, а поступить в вуз все равно хочется, пора начать готовиться к вступительным экзаменам. И чем скорее, тем лучше!

Экономия или эффективность?

Недостатка в предложениях услуг репетиторов сегодня нет. Их можно найти в самых разных газетах и журналах, в Интернете, на автобусных остановках, в метро. Свои услуги предлагают школьные учителя, студенты старших курсов, преподаватели вузов, некие агентства…

Как же выбрать квалифицированного преподавателя — ведь в противном случае вы рискуете потерять и время, и деньги (причем немалые)? В первую очередь надо решить для себя два вопроса: какая подготовка вам нужна и сколько вы (ваши родители) готовы на нее потратить.

Если вы желаете просто залатать дыры в базовом образовании, повысить уровень разговорного английского или письменного русского, то можно позаниматься и со студентом-старшекурсником, и со школьным учителем. Цены у таких репетиторов относительно невысокие — $10–20 за занятие. Если же ваша задача — основательное повышение уровня знаний, необходим серьезный специалист, имеющий достаточно большой опыт репетиторства. Оптимальный вариант — преподаватель того вуза, в который вы решили поступать. Он не только подтянет вас по предмету, но и познакомит со всеми нюансами вступительных экзаменов в выбранный вуз, поможет подготовиться к любому неожиданному вопросу. Как правило, занятия у таких преподавателей стоят недешево — $25–50. Но ведь и хорошие знания дешевыми не бывают.

Как же найти того, кто повысит ваши шансы на поступление в вуз?

Прежде всего, хотим вас предупредить: не верьте объявлениям, которые обещают стопроцентное поступление. Ни один серьезный репетитор такой гарантии вам не даст. Знания и уверенность в себе — да. Гарантию — никогда. Если только ваш репетитор не ректор вуза или председатель приемной комиссии. А это вряд ли. Ни тот, ни другой никогда не станут рисковать своей репутацией. И вообще, имейте в виду, что, обращаясь к репетитору по объявлению, вы получаете кота в мешке, ведь за хорошей вывеской вполне может скрываться шарлатан.

Самый надежный способ — обратиться к знакомым, которые занимались с преподавателем, после чего успешно сдали вступительные экзамены. Можно побеседовать со студентами-первокурсниками выбранного вуза — они наверняка вам кого-нибудь посоветуют. Эти варианты хороши тем, что исключают возможность нарваться на обман, ведь положительный результат — лучшая оценка работы репетитора.

Как проходят занятия с репетитором?

Вариантов два: в группе или индивидуально. Индивидуальные занятия стоят дороже, так как в этом случае вам уделяется максимум внимания. При групповых занятиях преподавателю довольно сложно контролировать уровень усвоения материала каждым учеником, поэтому такие занятия стоят дешевле. Кстати, максимальное количество учеников в группе — 3–4 человека. Если больше — эффективность занятий значительно снижается.

На первой встрече с вами опытный репетитор обязательно проведет собеседование, чтобы выяснить уровень вашей подготовки. По результатам собеседования будут составлены график и план занятий. Если репетитор решит, что вы довольно прилично знаете предмет, то он может сделать акцент на ликвидацию пробелов в ваших знаниях. Если же знаний у вас негусто, готовьтесь к тому, что заниматься придется очень интенсивно и по полной программе.

Желательно, чтобы занятия носили характер семинара. Какой бы интересной ни была лекция, вы все равно время от времени будете отвлекаться, и какая-то часть материала ускользнет от вашего внимания. На семинаре вам придется отвечать на вопросы, излагать свою точку зрения, беседовать, возможно, спорить, — при этом запоминание будет не механическим, а осознанным, а значит, более прочным. Кроме того, вы научитесь грамотно выражать свои мысли и не запинаться при устных ответах.

Если нет свободных средств

Можно ли подготовиться к поступлению в вуз самостоятельно, не занимаясь с репетитором или на курсах? Можно, если вы человек усидчивый и дисциплинированный. Поскольку объем информации, необходимый для сдачи экзамена, достаточно велик и в школе изучался в течение нескольких лет, качественная подготовка к экзамену потребует как минимум года систематических занятий.

Понятно, что требования, предъявляемые на экзаменах в разных вузах, различаются, но основой во всех случаях должна служить школьная программа по предмету для средней школы, утвержденная Министерством образования. Некоторые институты акцентируют внимание на тех или иных разделах программы. Это обычно отражается в программах для поступающих, публикуемых вузами в справочниках для абитуриентов. Однако не следует забывать, что все разделы программы равноправны и в случае высокого конкурса на экзамене могут быть даны сложные вопросы из разных разделов «на засыпку». Поэтому при подготовке необходимо уделять достаточное внимание всем разделам программы.

Важным моментом подготовки является подбор учебных материалов. В настоящее время книжный рынок переполнен различными учебниками и учебными пособиями. На прилавках можно встретить все — от трактатов, объемом не уступающих сочинениям Л.Н. Толстого, до «шпаргалок», легко умещающихся между большим и указательным пальцами руки. Широко распространены и компакт-диски, часто содержащие целые курсы биологии, математики, физики и др. Это изобилие может поставить в тупик кого угодно. Так что же предпочесть? Какой литературой пользоваться для подготовки к экзаменам?

Прежде всего, это должны быть школьные учебники. В настоящее время по каждому школьному предмету существует не один, а несколько базовых учебников, и на экзамене вас могут спросить о том, что отсутствовало в учебнике, по которому вы учились в школе, но есть в другом, также утвержденном Министерством образования. Чтобы избежать таких неприятностей, лучше заранее узнать, на какие учебники опирается в проведении экзаменов выбранный вами вуз.

Понадобятся вам и пособия для поступающих. В них вся программа изложена более компактно, чем в учебниках. Это делает их удобными в процессе подготовки, особенно при нехватке времени непосредственно перед экзаменом. Однако надо иметь в виду, что хотя пособия обычно и соответствуют программе, но они не проходят рецензирования и утверждения, поэтому в них могут оказаться некоторые неточности и даже фактические ошибки. Кроме того, авторы пособий часто являются специалистами в каких-то определенных областях, и в результате одни разделы в пособиях изложены лучше, а другие — хуже. Поэтому любое пособие является лишь дополнением к учебникам. Лучше проработать все разделы по учебнику и пособию параллельно, отмечая расхождения. Ответы на возникшие вопросы вы сможете получить у ваших учителей или у преподавателей вуза на консультациях перед экзаменом. Если вуз, в который вы поступаете, издал свое пособие, то лучше пользоваться им.

Организация подготовки зависит от формы проведения экзамена, но есть некоторые общие рекомендации. Во-первых, значительная часть того, что вас могут спросить на экзамене, — это конкретные факты, которые надо просто запомнить. Для большинства людей лучший способ запоминания — многократное повторение. Поэтому прочтите изучаемый раздел сначала по одному из базовых учебников, затем по другому, затем по выбранному пособию. После этого сравните материал этих источников.

Качество запоминания зависит от объема информации, поэтому заранее разбейте материал на разделы. Через некоторое время после изучения раздела повторите его по одному из источников, вспоминая, что было дополнительно приведено в других. А еще через некоторое время, лучше на следующий день, проверьте, насколько хорошо вы запомнили выученный материал. Для этого подходят тестовые задания, которые можно найти в сборниках тестов, в том числе тестов Единого государственного экзамена и централизованного тестирования за прошлые годы. Кроме того, вы должны научиться воспроизводить основные рисунки и схемы, приводимые в данном разделе.

Следующим этапом подготовки к экзамену должно быть проведение тренировочных работ. Лучше, если в этом вам поможет учитель. На этапе тренировок важно учитывать форму проведения экзамена в выбранном вами вузе. Экзамен может быть устным или письменным. Каждая из этих форм имеет для абитуриента свои плюсы и минусы.

При подготовке к устному экзамену вы должны прежде всего научиться правильно выстраивать свои ответы. Для этого необходимо тренироваться в составлении плана ответа на различные вопросы, которые вы можете найти в билетах прошлых лет и в пособиях. Чаще всего в качестве вопроса используется формулировка раздела программы или школьного учебника, поэтому полезно составлять планы ответа по этим разделам, используя просто оглавление. Предусмотреть все возможные формулировки невозможно, но если вы составите планы по всем параграфам школьных учебников, это будет хорошей подготовкой. Конечно, лучшая форма тренировки при подготовке к устному экзамену — ответы на вопросы вслух, однако при этом необходимо, чтобы у вас был квалифицированный слушатель. Если такого слушателя нет, можно отвечать на вопрос письменно и затем проверять его правильность по учебнику.

Письменный экзамен многие вузы проводят в форме тестирования. Типы тестов могут быть разные. В самом простом случае необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких приведенных. Сложнее тесты, в которых из ряда приведенных ответов надо выбрать несколько правильных, причем число правильных ответов неизвестно. Иногда в качестве тестов используются вопросы, на которые надо дать краткий ответ в виде цифры или слова. Подготовка к тестированию состоит в основном в решении различных тестов. Будучи наиболее простыми для проверки и оценки, тесты довольно сложны для составления. Кроме того, они позволяют проверить знание фактического материала, но плохо выявляют понимание процессов и взаимосвязей. Поэтому в ряде институтов тесты сочетаются с другими формами, например с вопросами, задачами.

Вопросы на письменном экзамене могут требовать как изложения фактического материала учебника, так и анализа и сравнения приведенных фактов. Если выбранный вами вуз проводит экзамен в такой форме, в процессе подготовки надо научиться быстро и четко отвечать на поставленные вопросы. Для этого соберите вопросы прошлых лет (они обычно публикуются в справочниках для поступающих) и попробуйте ответить на них. Если количество вопросов вы считаете недостаточным, попробуйте, используя учебник, составить аналогичные вопросы сами, а дней через 10–15 ответить на них.

При ответе на вопросы и тесты большое значение приобретает фактор времени. Поэтому сначала пройдите все вопросы, быстро отвечая на те, ответы на которые вам точно известны. Затем вернитесь к вопросам, ответы на которые вызывают у вас сомнения или требуют обдумывания. И лишь если у вас осталось время, постарайтесь вспомнить что-нибудь по оставшимся вопросам, ответы на которые вы не знаете. Такой же тактики надо придерживаться и на экзамене.

На экзаменах по некоторым предметам (математика, физика, химия и т.п.), как устных, так и письменных, абитуриентам предлагаются задачи. Для самостоятельной подготовки к решению задач на экзамене лучше использовать задачники, в которых приведены не только ответы, но и полные решения (или хотя бы указания к решениям) задач. В этом случае, если задачу решить не удалось, следует внимательно разобрать ее решение, а потом решать задачи того же типа до тех пор, пока они не перестанут вызывать у вас затруднения. В выборе задачника могут оказать помощь учитель или преподаватели вуза. Решение задач приносит ощутимую пользу и при изучении теории. Это самый надежный способ закрепления и проверки усвоения материала. Задачи по школьным курсам предметов очень разнообразны, и чем больше вы решите задач при подготовке, тем меньше вероятность того, что на экзамене вам попадется задача незнакомого типа.

Вот, собственно, и все о возможностях подготовки к экзаменам. Остается только пожелать, чтобы вы не теряли времени и начинали готовиться к поступлению в вуз загодя. Желательно годика за два–три до окончания школы. Успеете подготовиться спокойно и без нервов.

Алексей Вендин
Панравилось? Поделись:
Вернуться назад