Словесная игра или праздник, который всегда с тобой

Словесная игра или праздник, который всегда с тобой

Одним из продуктивных способов учебы является игра. Игра и обучение — не противоположные понятия, а вот противостоит игре, пожалуй, скука. Скука для игры — смерть, поскольку игре свойственна особая энергия, которая называется АЗАРТ. Значит, человек, который любит и умеет играть, никогда не скучает. Мало того, он всегда узнает что-то новое о мире и о себе, даже если играет в одиночку.

Пожалуй, самый демократичный и популярный вид игры — это словесная игра. Мы встречаемся с ней повсюду: шутки КВН, любые каламбуры, большинство анекдотов, все виды «вордов», ребусы, многие рекламы и т.д. — все это словесная игра. Для того чтобы в нее играть, не нужно ни денег, ни спецпринадлежностей, даже ручка или компания нужны не всегда. Начальная подготовка — только знание букв русского алфавита.

Вспоминаю, как однажды мой ребенок в первом классе прочитал очень длинное слово и спросил: «Мама, что такое новенный? Очень новый? Значит, этот бык игрушечный?» Что он увидел в книжке, вы, наверное, догадались. Это было слово «обыкновенный». Дело в том, что видеть и читать напечатанное слово — это разные вещи. Научившись читать, человек первое время еще способен замечать форму слова, но потом эта способность утрачивается. Чем больше мы читаем, тем быстрее в нашем сознании возникает образ названного явления. Появляется навык, и это замечательно, но, к сожалению, теряется острота восприятия формы слова.

Взрослый человек в лучшем случае способен вернуться к словесной игре в часы досуга. Наверняка среди ваших знакомых есть большие любители разгадывания ребусов, шарад, кроссвордов. По моим наблюдениям, эти люди научились убивать время, но больших высот в развитии интеллектуальных умений или в расширении своего кругозора они вряд ли достигли. На мой взгляд, настоящее движение вперед присутствует только там, где есть вызов, соревнование с самим собой, творчество. Я предлагаю вам не разгадывать чужие загадки, а создавать их самим! Это вполне возможно, если обратиться к материалу, окружающему нас в избытке, — миру слов. Итак, начнем.

Для разминки предлагаю вам пример из жизни. Недавно мне подарили интересную штучку, которую, вероятно, оформляли мастера словесной игры. На ней было написано: НАШ МИР ОТКРЫТ КАЖДОМУ. Что мне подарили? Если вы читали наши предыдущие публикации, то знаете, что перед нами пример упражнения «третий глаз». Внутри фразы спрятано слово ОТКРЫТКА.

По-научному эта игра называется «Файнворд» , а дети называют ее «Игра в прятки» или «Джунгли». Поиск слов внутри фраз действительно похож на охоту, он таит в себе много неожиданного. Например, сколько животных в выражении НА ЛОВЦА И ЗВЕРЬ БЕЖИТ? Ответ: как минимум три — сам ЗВЕРЬ, а еще ОВЦА и ЕЖ. Еще можно добавить ВОЛ, если читать справа налево.

Теперь задание посложнее. Перед вами фразы, в каждой из которых не менее двух названий животных. Найдите их.

  • ЧТО ЗА МУЖИК ВАРИТ В КОТЕЛКЕ КАШУ?
  • НЕТ ИКРЫ, БАБУШКА СПРЯТАЛА В ПАЛИСАДНИКЕ.
  • ДОРОГАЯ, НЕ ГРЕЙ НОС О РОГАЛИК, А ПОПРОБУЙ ВОЛНУШКИ.

Во второй и третьей строках названия животных уже не внутри слов, а на их стыке. Проверим себя: в этих «джунглях» есть УЖ, КОТ, РЫБА, ЛИСА, НОСОРОГ, БУЙВОЛ.

Подобная игра помогает развивать грамотность, ее можно использовать для запоминания правил русского языка. К сожалению, школьные учебники этого не учитывают, в основном они рассчитаны на людей с хорошо развитой формальной логикой, но скучные формулировки никак не укладываются в головах детей с развитым правым полушарием. Тут на помощь приходит рисунок. Вот ряд слов, которые являются исключениями одного правила. Попробуйте их узнать.?… , ЗА... , НЕВТЕРП...

Это те наречия, которые пишутся без мягкого знака после шипящей на конце: уж, замуж, невтерпеж. То, что мягкого знака нет, — естественно, ведь это УЖ и ЁЖ – существительные мужского рода. Многим, особенно людям с развитым воображением, так легче запомнить. Подумайте, какие еще правила русского языка можно увидеть по-новому, и предложите свои способы их запоминания с использованием образов. Такая работа совсем не скучная и очень-очень полезная. Я по опыту знаю, как быстро улучшается оценка по русскому языку у тех школьников, которые всячески украшают свои письмена рисунками.

Дело здесь в том, что за слово как набор букв у человека «отвечает» ЛЕВОЕ полушарие головного мозга (его сферы — это речь, линия и логика). Все, что связано с образом, цветом и пространством, требует подключения другого, ПРАВОГО полушария. Когда много приходится писать (буква за буквой, линия за линией), то левое полушарие быстро утомляется, в то время как правое бездействует. Не потому ли мы так часто после чисто «левополушарной» работы бездумно смотрим в экран телевизора, компенсируя усталость опять-таки однообразной, но теперь уже «правополушарной» деятельностью. А выход есть. Все упражнения, которые способствуют объединению сфер двух полушарий (слово, линия + образ, пространство) не только интересные, но и очень здоровые, они гармонизируют наше общее состояние.

Простейший способ подключить правое полушарие — это необычно расположить буквы в пространстве. Вот задание, вглядитесь в строки и постарайтесь почувствовать, где лишнее слово:

Е Й Р С Е Г

А О Р В К О

Н Т К А И И

Ответ: лишней будет вторая строка. Почему? Потому что первая и третья строки — это имена (какие — все же догадайтесь сами), а слово в середине — животное. Это упражнение, несмотря на его простоту, очень эффективно развивает нашу интуицию, отвечающую за быстрое и целостное восприятие сути вещей, поэтому попросите своих приятелей раскомбинировать любые три слова на одну тему и — вперед, тренируйтесь!

Важнейшим умением для интеллектуальной работы является способность видеть аналогии. Ее можно развить с помощью следующей игры. Разгадайте ключевое слово, оно в скобках:

ИСКРА (ИГРА) ГОЛ

ЯРЛЫК (- - - -) ЗЛО

Сопоставив верхнюю и нижнюю строки, вы наверняка поняли, что слово в скобках — наш «великий, могучий …». Возможно, подобные упражнения вы видели в сборниках типа «Проверь свой интеллект». Я предлагаю вам развить свои творческие способности и, зная прием, создавать свои примеры.

Предлагаю еще одно простое задание, которое тоже требует работы обоих полушарий головного мозга. По кругу запишите шесть букв: К О Л Е С О. Читая по часовой и против часовой стрелки, попробуйте найти как можно больше слов русского языка любых форм (есть тут и имена). Получается? Если вам удалось увидеть более 10 словоформ (всего их не менее 25), у вас очень неплохие шансы стать мастером словесной игры. Проверьте себя. По часовой стрелке можно прочесть слова: кол, Коле, колес, колесо, Оле, лес, лесок, сокол, сок, соколе, око. Против часовой стрелки: кос, косе (дательный падеж от слова коса), осёл и осел (глагол), ос, осе, сел (глагол), сёл, село (населенный пункт) и село (глагол), ёлок, ел, ело, окосел, окосело. Для закрепления результата запишите по кругу свою фамилию. Я, например, нашла 10 слов в своей. Кто больше?

Как еще можно использовать пространство в овладении словесным мастерством? Самый простой прием — это всем известные ребусы. В переводе с латинского это слово означает «вещами», но настоящие ребусы мы, увы, забыли. Однажды в игре «Что? Где? Когда?» знатоки не сумели решить простейший ребус. Им принесли статуэтку негра и маленький кий, нужно было разгадать имя издателя. А имя было Маврикий, то есть мавр (негр) и кий. Вещи имеют названия, в ребусе они соединяются с другими, так возникает новая игра. Вот пример. Вы заскучали в компании. Возьмите бумажку и напишите три буквы НИЕ. Положите их на блюдо, получится 1) НА ….. НИЕ (угадали?). Или достаньте любой ключ, положите его рядом с этими буквами, и получится 2) ПРИ…...НИЕ. Можно придумать еще множество ситуаций, когда соединятся буквы и предметы, но для этого нужно вКЛЮЧить воображение и немного потренироваться.

Еще один прием, развивающий пространственное мышление, — это различные палиндромы. Так называются слова и фразы, которые одинаково читаются как слева направо, так и наоборот. Сочинять их — труднейшая задача. Для начала надо найти такие слова. У нас уже много заданий было с названиями животных. А какие из них могут быть прочитаны справа налево так, чтобы получились другие, но известные в языке слова? Да вот хотя бы КОТ или ЛЕВ. Немного подумав, я придумала фразу: КОТ И ЛЕВ ВЕЛИ ТОК. Может, смысла не так много, но сам процесс захватывающий.

Еще один замечательный прием словесной игры, хорошо развивающий умение парадоксально мыслить, — это различные перевертыши. Вот пример: слово ЯБЕДА состоит из двух слов «я» и «беда». Если каждое из них заменить на противоположное, то получится (ТЫ) (РАДОСТЬ). Попробуйте «перевернуть» слова ЯГОДЫ, ЯЛИК, ЯМАЙКА. Получилось?

Вы, наверно, заметили, что здесь не просто антонимы, а те парные явления, которые противоположны скорее в нашем сознании, чем в жизни. Благодаря русскому фольклору и литературе мы противопоставляем елки и палки, рога и копыта, кота и пса, мышь и кошку, муху и слона. Зная это, слово ЗАСЛОН можно зашифровать в ЗА (МУХА), АНТРЕКОТ в АНТРЕ (МЫШЬ), а КОТЕЛОК в (ПЕС)(ПАЛОК)

А теперь догадайтесь, какие слова имеются в виду в следующих перевертышах.

  1. ЧЕРЕ (СЛОН)
  2. (ПЕС) (ЗИМЫ)
  3. ПОС (ПАЛОК)
  4. НОСО (КОПЫТО)
  5. НАР (ПЕСИК)
  6. (КОШКА) ЯК.

На всякий случай даем ответы: 1 — черемуха, 2 — котлета, 3 — поселок, 4 — носорог, 5 — наркотик, 6 — мышьяк.

Вот так незаметно, от формы мы добрались и до содержания слов и выражений. Прекрасное упражнение — «переворачивать» целые фразы. Но польза от этих упражнений будет только в том случае, если вы сами начнете придумывать примеры, которыми можете поделиться со своими друзьями.

Игр, в которые можно играть в компании, — великое множество. Хочу напомнить некоторые из них. Например, увлекательной, доступной и интересной и для детей, и для взрослых является игра «Данетка». Одним из наиболее известных авторов «данеток» является Пол Слоун (Paul Sloane), практически все его «данетки» стали классикой и были переведены на многие языки, в том числе и на русский. Также в России был изданы «Загадки для нестандартно мыслящих» с 93 «данетками» (Изд-во «Попурри», Минск, 1998) — перевод его самой известной книги «Lateral thinking puzzlers». Так что же это такое? Приведу пример из книги Слоуна под названием «Уголь, морковь и шарф».

Пять кусочков угля, морковка и шарф лежат на лужайке. Никто не клал их на лужайку, но есть ясное логическое объяснение тому, что они там находятся. Какое? Как же разгадать «данетку»? Вот тут-то и кроется смысл самого слова «данетка». Разгадывающий (разгадывающие) задают вопросы человеку, загадавшему данетку (назовем его ведущим). Причем это должны быть такие вопросы, на которые ведущий может ответить однозначно, то есть «да», «нет», а иногда и «не имеет значения». Естественно, отвечает на вопросы он правдиво. Например:

— Имеет ли значение время года?

— Да.

— Принесли ли уголь, морковь и шарф в сад люди?

— Да.

— Использовались ли они для какого-либо развлечения?

— Да.

Несмотря на логический характер задачи, решить ее можно, только подключив воображение. Если вам это удалось, то ответ будет найден: эти предметы использовали дети, когда делали снеговика. Сейчас снег растаял.

Как правило, четкий вопрос в «данетке» не задается, необходимо просто выяснить детали случившегося или устранить необычность, странность ситуации. Чем больше странностей в «данетке», тем она лучше. Таким образом, разгадывание данеток учит не пренебрегать даже самыми, казалось бы, нелепыми предположениями. Ситуацию для загадки можно придумать самим. Постарайтесь думать нестандартно и освободите воображение.

Подведем итоги. Игра — отличная возможность с пользой и удовольствием провести время, лекарство против скуки и хандры. Но возможности ее шире, чем просто приятное времяпрепровождение: особая энергия, которая сопровождает игру, гармонизирует состояние человека, настраивает его на оптимистический лад. Некоторые игры являются великолепными тренингами, развивающими мышление, память, воображение, — такова, например, словесная игра. Однако есть одна хитрость: все вышесказанное относится только к таким играм, которые включают в работу два полушария человеческого мозга — и левое и правое. Именно в левом полушарии хранится информация о слове как последовательном наборе букв или звуков (+ формальная логика), а образ, картинка (+ цвет, пространство, вкус) находятся в правом полушарии. Кроме того, словесная игра развивает интуицию, позволяет замечать скрытые смыслы. Самое важное, что словесная игра — это большое поле для творчества, самореализации. Придумывая новые и новые способы игры со словом, можно не только развить свои способности, добиться успеха в учебе, но и стать остроумным человеком, желанным в любом обществе. Желаю удачи на этом поприще!

В подготовке материала принимала участие психолог Анастасия Мишарина.

Н.Е.Самсонова, кандидат педагогических науку, директор Школы творческого развития «Ключ» (г. Петрозаводск).
Панравилось? Поделись:
Вернуться назад