Как вести себя на экзамене

Как вести себя на экзамене

Любой экзамен это не только проверка знаний и умений, но и своего рода психологический этюд, разыгрываемый экзаменатором и экзаменуемым. Я не встречал непредвзятых преподавателей экзаменаторов, т.е. таких, которые одинаково относились бы ко всем абитуриентам (или студентам). Конечно, экзаменатор имеет преимущество перед абитуриентом – это как играть белыми в шахматы. Но психологически правильно настроенный абитуриент имеет неплохие шансы получить хорошую оценку на экзамене, даже не будучи полностью к нему подготовленным.

Много зависит от того, как пройдет дебют этой "шахматной партии" – от входа в аудиторию до начала ответа. Отношение экзаменаторов к поступающим начинает формироваться уже на стадии подготовки к ответу.

Чтобы успешно пройти испытание, абитуриент должен предвидеть последствия всех своих действий и высказываний. Среди экзаменаторов много людей пожилых и консервативных, на которых производят сильное неположительное впечатление юноши и девушки нестандартного вида. Так, серьга в ухе или носе молодого человека или девушки может оказаться решающим фактором в отношениях с экзаменатором. То же относится и к современной лексике – выражения "типа", "как бы" и т.п., которыми изобилует речь молодых людей, иногда вызывают неконтролируемое раздражение у экзаменаторов.

Опытному экзаменатору обычно достаточно несколько минут, чтобы определить, какую оценку он поставит абитуриенту. Остальное время опроса уходит на то, чтобы убедиться самому и убедить абитуриента в правильности своего решения. Поэтому многое зависит от того, как Вы начали свой ответ. Постарайтесь, чтобы инициатива была в ваших руках, рассказывайте то, что хорошо знаете.

Абитуриенту полезно знать общие правила проведения вступительных экзаменов, утвержденные Министерством образования. Так, например, время опроса составляет 20 минут. Экзамен должен приниматься двумя экзаменаторами, а если возникают какие то проблемы, к ним может присоединиться и старший экзаменатор.

Процедура экзамена не предусматривает вопросы, выходящие за рамки билета. Однако часто бывает, что экзаменатор говорит примерно следующее: "Хорошо, это Вы знаете. Но посмотрим, что Вы знаете из других разделов физики (математики, химии, …)". Абитуриент, конечно, не может отказаться отвечать на дополнительные вопросы – не та ситуация. Но, если только упомянутые экзаменатором разделы не были затронуты в ответе на билет, такой вопрос можно рассматривать как нарушение процедуры экзамена и он может стать поводом для апелляции.

Дополнительные вопросы могут как сбить с толку поступающего, так и стимулировать его, помочь набрать необходимое для поступления количество баллов. Все зависит от психологического настроя.

Давать советы – дело неблагодарное. Но все же… . Сказанное далее основано на опыте приема экзаменов по физике, но может оказаться полезным и в других ситуациях.

Войдя в аудиторию, не забудьте сказать "Здравствуйте!". Взяв билет, громко назовите его номер, возьмите листы опроса и займите место, указанное экзаменатором. Экзаменаторы – тоже люди, и у них бывают разные обстоятельства. Поэтому, если только Вы не абсолютно уверены в своих знаниях, не спешите отвечать в первых рядах, приглядитесь к тому, кто как спрашивает. При этом важен не столько стиль опроса, сколько настроение экзаменаторов. Постарайтесь определить их психологические стереотипы и выбрать подходящий именно для Вас. Далее – дело техники: надо подгадать так, чтобы попасть к выбранной паре экзаменаторов.

При подготовке ответа основное внимание уделите решению задач. Сначала решайте задачи легкие. Если какая то задача не получается, отложите ее, займитесь другим вопросом. Полезно следить за обстановкой в аудитории. Довольно часто в разные билеты включают одни и те же или схожие задачи. Бывает, что решения задач при опросе обсуждаются вслух, и Вы можете получить неожиданную подсказку.

При работе над задачами старайтесь получить их решения в общем виде, а затем уже подставлять в них численные данные. Не ленитесь правильно оформлять решения задач. Неаккуратные записи неразборчивым почерком – источник ошибок. Очень часто в ответах встречаются арифметические ошибки и описки (теряются коэффициенты, показатели степени и т.п.), а неверный численный ответ – это нерешенная задача, и не важно по какой причине она не решена.

Неточный или даже неверный ответ еще не катастрофа – опять многое зависит от отношения к Вам экзаменаторов, т.е. от того, как Вы разыграете упомянутый психологический этюд. В благоприятной ситуации при правильном общем решении (и даже только при правильном ходе решения, если ошибка не связана с неверным пониманием сути вопроса) ошибка в ответе может быть засчитана как незначительный дефект, вызванный Вашим волнением. Вам могут предложить наводящие вопросы или дополнительное время, и этого может оказаться достаточно, чтобы что-то вспомнить (или услышать в ответах других абитуриентов), еще раз проверить решение и, в конце концов, получить правильный ответ.

Не надо бояться экзаменаторов. Волнение при сдаче экзамена вполне естественно, но страх часто мешает даже подготовленному абитуриенту получить хорошую оценку. Независимо от того, к кому из экзаменаторов Вы попадете, старайтесь отвечать по сути вопросов, не затрагивая другие разделы предмета, особенно выходящие за рамки программы вступительных экзаменов. Часто такую тактическую ошибку делают выпускники спецшкол, которым хочется продемонстрировать свои знания. Знать все невозможно, а экзаменаторы, конечно, опытнее Вас и знают обычно больше. Каждое Ваше высказывание может послужить поводом для дополнительных и уточняющих вопросов, на которые ответить окажется совсем непросто.

Следует обращать внимание на записи в протоколе и в листах опроса. Каждый дополнительный вопрос должен быть где нибудь записан, так же как и краткий ответ на него. Если Вам дали дополнительное время на подготовку к ответу, то в протоколе опроса может появиться запись, что оно предоставлено по Вашей просьбе.

Если Вы убеждены, что отношение экзаменаторов к Вам было не объективным и Ваш ответ заслуживает более высокой оценки, Вы можете подать апелляцию. Правила подачи апелляций должны быть вывешены на стендах приемной комиссии. Обычно апелляции принимаются в письменном виде в течение одного часа после окончания экзамена в группе. Апелляция должна содержать четкое изложение Ваших претензий к экзаменаторам. Однако помните, что Ваши экзаменаторы обязательно участвуют в рассмотрении апелляции, поэтому старайтесь писать объективно и уважительно. Следует также помнить, что при рассмотрении апелляции экзаменационная комиссия может не только повысить, но и понизить оценку Вашего ответа.

Все сказанное выше относится к ситуации, когда абитуриент сумел в основном подготовиться к экзамену. Однако часто бывает и не так. Многолетний опыт показывает, что и эта ситуация не безнадежна. Бывают фантастические случаи, когда абитуриенты, подготовив не более трети необходимого материала, получали отличные оценки. Но для этого надо быть легким и везучим человеком, чего и Вам желаем. Ни пуха, ни пера!

Л.В. Яковенко
Панравилось? Поделись:
Вернуться назад