Как сдать экзамен по истории

Как сдать экзамен по истории

Если вы задаетесь вопросом, как сдать экзамен по истории и получить отличную оценку за свою работу (будь то ЕГЭ или просто контроль знаний в школе или вузе), то этот материал именно для вас. Особенности и полезные советы в подготовке, методики и советы от уже прошедших испытания. 

Тем, кто собирается в будущем стать историком, необходимо знать, хотя бы в самых общих чертах, важнейшие источники — летописи, мемуары, памятники законодательства, статистические данные; взгляды великих российских историков XIX–ХХ вв. на ряд ключевых проблем и фигур отечественной истории; иметь представления о крупнейших дискуссиях в исторической литературе последних десятилетий и лет.

Не только учебники

Здесь вам помогут не только учебники для вузов, специальные энциклопедии, но и  подшивки журналов “Вопросы истории” и “Отечественная история” за последние годы (их вы найдете в библиотеке). Если, отвечая на экзамене, вы с пониманием и к месту сошлетесь на ту или иную статью, будьте уверены, что экзаменатор это оценит в прямом и переносном смысле. Правда, следует избегать прямых утверждений, что в такой-то статье содержится высшая истина: вдруг ваш экзаменатор придерживается иной точки зрения. Последнее относится и к абитуриентам–“не историкам”. Если вы знаете о существовании спорной проблемы и разных точек зрения, постарайтесь указать их, но утверждайте, что одна из них предпочтительна только в том случае, если уверены, что так принято в данном вузе. В противном случае вы рискуете вызвать раздражение экзаменатора, ибо не всякий специалист готов подняться над научными разногласиями.

Спланируйте свою работу

Очень важно правильно спланировать свою работу. Постарайтесь узнать список экзаменационных вопросов прошлых лет (источники те же, кроме непосредственно приемной комиссии, хотя иногда такая информация предоставляется). Если это невозможно, составьте свой список, руководствуясь темами программы и пособия для поступающих. Приступите к составлению тезисного плана по каждому вопросу, — так материал запомнится быстрее. В каждой теме выделите ключевые проблемы, вокруг которых постройте свой ответ. Позаботьтесь о том, чтобы избежать хаотичного, сумбурного изложения, следите за логикой материала. Учтите, что ответ на один вопрос должен звучать не более 5–7 минут.

Многие затрудняются в запоминании исторических дат. Обычно это происходит потому, что они пытаются заучивать их механически, не разбираясь в сущности того, к чему они относятся. Не идите по этому пути. Определите ключевые даты в каждой теме, выделите их в своих планах и, постепенно повторяя, вы легко сможете их запомнить. Знание дат не самоцель, но условие грамотного анализа исторического процесса.

Готовясь к экзамену, не забудьте про исторические карты. Как правило, ими можно пользоваться во время ответа, хотя в каждом конкретном случае это необходимо уточнить. Если это так, то у вас есть законная подсказка. Хорошо изучите школьные атласы по истории России, выясните, что можно почерпнуть из них для ответа по каждой теме, пометьте это в своих планах. Иногда это очень помогает на экзамене. На случай, если программы для поступающих и атласов не окажется в аудитории, принесите их с собой. Учтите, что их в этом случае наверняка проверят на содержание посторонних записей.

Психологическая подготовка важна не менее теоретической

Накануне экзамена постарайтесь выспаться, — со свежей головой сдавать экзамен легче. На устный экзамен можно приходить в разное время, но лучше всего отвечать шестым–двенадцатым по счету. Дайте возможность экзаменаторам слегка “выпустить пар” и войти в колею, но не ходите сдавать тогда, когда они уже очень устали и торопятся побыстрее завершить экзамен. Впрочем, не пугайтесь, если пришлось отвечать первым или последним, ведь главное — это ваши знания!

Взяв билет и прочитав вопрос, не выражайте бурно свои эмоции, поскольку чрезмерная радость провоцирует желание спросить вас подробнее, а явное огорчение создает предчувствие заведомо провального ответа. Помните, что у вас есть право попросить разъяснений, если это необходимо. Садитесь и спокойно готовьтесь.

Вспомните свои планы ответов. Если необходимо, перекомпонуйте их, сообразуясь с содержанием билета. Воспроизведите план ответа по каждому вопросу на листе подготовки, который выдадут вам экзаменаторы. В случае несогласия с оценкой, полученной на экзамене, эти записи станут основным аргументом при апелляции. Но вряд ли вы успеете записать ответ дословно, так что постарайтесь вновь создать уже в аудитории емкий тезисный план с необходимыми датами, смело идите отвечать.

Не начинайте свой ответ с откровения, что вы ничего не знаете. Если это так, то непонятно, для чего отнимать у людей время, а если не так, то вы выбрали неподходящие место и время пококетничать. Отвечайте спокойно, так же воспринимайте и дополнительные вопросы, причем не стесняйтесь попросить времени чуть-чуть подумать или вспомнить. Не забудьте, что спрашивать вас должны двое экзаменаторов и если один из них по каким-то причинам вышел, то вы можете попросить подождать его возвращения.

Если создалось ощущение предвзятого или несправедливого отношения к вам, не паникуйте. Требуйте занесения всех дополнительных вопросов, а также фактов прерывания вашего ответа в протокол, после чего смело идите к ответственному секретарю приемной комиссии и узнавайте как подать апелляцию. Обычно ее можно подать либо до того, как вы покинули здание вуза, либо в течение определенного срока после окончания экзамена.

А если надо написать историческое сочинение?

Теперь о других типах вступительного экзамена по истории. В некоторых случаях может быть предложено историческое сочинение на определенную тему. Сама ее формулировка содержит постановку некоторой проблемы, зачастую дискуссионной. Методика подготовки к такому экзамену мало отличается от описанной выше. Однако более пристальное внимание следует уделить изучению источников и исторической литературы. Знание же терминологии потребуется и вовсе безукоризненное.

Выбрав тему на экзамене, в нескольких фразах определите суть затронутой проблемы, чтобы показать, что вы ее уловили. Затем определите важнейшие факты и источники, на которые можно опереться при изучении данной темы. Расскажите об истории ее исследования, различных точках зрения. Учитывая, что данная форма экзамена разработана слабо, обязательно заранее поинтересуйтесь на консультации перед экзаменом, что именно от вас ожидают.

Тестирование, оно же ЕГЭ

Среди плюсов такого экзамена отмечают объективный характер проверки и оценки. Это верно до определенной степени. Дело в том, что объективно можно проверить лишь знание фактов. А вот остальное предпочтительнее выяснять в ходе устной беседы, ибо представления, скажем, о причинах отмены крепостного права, могут разниться, а тот или иной термин может употребляться в разных смыслах. И тут возникает ситуация, при которой правильно ответить на все вопросы может только составитель тестов или тот, кому известна логика его рассуждений.

Конечно, тест — вовсе не безнадежный случай, зачастую он легче устного экзамена. Готовиться к тестированию имеет смысл примерно так же, но большее внимание следует уделить изучению подходов и оценок, принятых в данном вузе, хронологии событий. Кроме того, постарайтесь найти максимальное количество подобных тестов. Может быть, какие‑то тесты предлагаются в качестве образцовых или примерных. Поработайте с ними, чтобы “набить руку” и понять принципы, которыми руководствуются составители. Выделите типичные варианты тестов и потренируйтесь в самостоятельном их составлении по темам программы для поступающих. Можно готовиться с кем‑то в паре: один будет составлять тесты, которые предстоит решить другому, и наоборот.

 

Какой бы экзамен вам не предстоял, готовьтесь к нему последовательно и методично. Рассчитывайте, в первую очередь, на свои силы и немного на удачу, и тогда она вам обязательно улыбнется.

Панравилось? Поделись:
Вернуться назад