Поступление в вуз

Одиннадцать школьных лет пролетают стремительно, поэтому с выбором профессии и вуза, в котором ее можно получить, стоит определиться как можно раньше. Конечно, принимать решение о направлении движения по пути построения карьеры надо, основываясь в первую очередь на собственных предпочтениях, способностях и склонностях к определенной работе. Но, чтобы приобретение профессии не отнимало слишком много времени и сил, а после окончания вуза не остаться не у дел, придется учитывать особенности современной системы образования и конъюнктуру рынка труда.

Когда следует задуматься о выборе профессии

Многие школьники и их родители откладывают решение о вариантах получения определенной специальности до последнего момента – то есть до начала учебы в 11 классе. Такой подход к собственному будущему не самый взвешенный и рациональный. Намного практичнее заранее задуматься, что приоритетнее: за четыре года получить востребованную профессию и сразу выйти на рынок труда или минимум на шесть лет растянуть учебу в вузе. В любом случае основополагающий выбор делается в 9 классе.Выставка для выбора вуза в России.

Вариант № 1

Если намечен первый путь, то продолжать обучение в школе необязательно: колледжи и техникумы уже перестали считаться шарашкиными конторами для неудачников. Сегодня среднее профобразование, особенно полученное в ссузах, входящих в структуру вузов, можно рассматривать как первый шаг к диплому бакалавра. Львиная доля выпускников колледжей при университетах и институтах, уже приобретя ходовую специальность, поступает в базовый вуз и продолжает бесплатную учебу, чтобы получить высшее образование по ускоренным программам.

Срок обучения в вузах обладателей СПО сокращается за счет перезачета некоторых общеобразовательных или даже специальных дисциплин, уже пройденных в колледже. Диплом ссуза дает выпускнику право претендовать на бюджетные места в любых, соответствующих предыдущему направлению обучения, профильных вузах. При этом ЕГЭ сдавать необязательно: зачисление абитуриентов, имеющих среднее профессиональное образование, проходит по результатам внутреннего тестирования или собеседования.

Колледжи при вузах Москвы.

Ссуз Направление подготовки
1. Колледж Финуниверситета Правительства РФ. Финансы, экономика, бухучет.
2. Промышленно-экономический колледж РЭУ им. Плеханова. Банковское дело, экономика, бухучет, право (соцобеспечение и судебное администрирование), земельно-имущественные отношения, дизайн.
3. МБК РАНХиГС Бухучет, экономика, банковское дело.
4. КМПО РАНХиГС Компьютерные сети, электростанции и системы, банковское дело, ТО и ремонт автотранспорта, земельно-имущественные отношения, использование природно-хозяйственных комплексов, бухучет, экономика.
5. Программа СПО в МГЮУ им. Кутафина. Право и организация соцобеспечения.
6. Колледж МТУСИ. Телекоммуникации и связь, радиовещание и телевидение.
7. Колледж МИРЭА. Инфокоммуникационные технологии, информационная безопасность, программирование, оптические приборы и системы.
8. Колледж РосНОУ. Гостиничный и туристический бизнес, логистика, реклама, банковское дело, экономика, бухучет, соцобеспечение, прикладная информатика.
9. Колледж РГУ им. Косыгина. Конструирование, моделирование, дизайн одежды.
10. Колледж МИИТ. Строительство, логистика, ИТ в ж/д транспорте.
11. Программы СПО в институте туризма им. Сенкевича. Общепит, туризм, гостиничный сервис.
12. Колледж МГПУ. Организация соцобеспечения.
13. Техникум космического приборостроения МГТУ им. Баумана Программирование, компьютерные системы, АСУ, радиоаппаратостроение, прикладная информатика.
14. Колледж МАБиУ. Дизайн, реклама, туризм, бухучет, экономика, соцобеспечение.
15. Колледж университета им. Витте. Соцобеспечение, логистика, бухучет, финансы, экономика, коммерция, реклама, банковское дело, прикладная информатика.

Всего в Москве 45 колледжей, входящих в структуру разных ведущих вузов – таких, как МИФИ, ВГИК, МГХПА им. Строганова. Поступление в эти престижные ссузы проходит без экзаменов – по баллам аттестата, а выпускники «подшефного» среднего специального учебного заведения пользуются преимущественным правом при зачислении на первый курс опорного вуза. Окончив колледж, можно уже начинать строить карьеру, пока бывшие одноклассники еще только переходят на третий курс университета или института, а высшее образование – параллельно получить на вечернем или заочном отделении.

Вариант № 2

Целеустремленное движение по второму пути долгосрочной образовательной траектории тоже надо начать уже в девятом классе – с максимально осознанного выбора направления дальнейшего обучения в старшей школе. Большинство средних учебных заведений (и не только лицеи и гимназии) набирают профильные десятые классы, программы которых ориентированы на подготовку к сдаче определенных дисциплин ЕГЭ, необходимых для поступления на разные факультеты или даже специальности в высших учебных заведениях.

ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) рекомендовал для комплектования таких профильных классов использовать результаты ОГЭ, которым завершается учеба в основной школе. Два предмета (русский и математика) на госэкзамене обязательны для всех, еще два – выпускник выбирает по своему усмотрению. Понятно, что для того, чтобы продолжить учебу, к примеру, в медицинском классе, для сдачи на ГИА-9 надо выбрать химию и биологию, а тем, кто после школы собрался в журналисты, не обойтись без результатов экзамена по литературе.

Окончательное решение о выборе профессии и, соответственно, направления обучения в вузе предстоит принять в начале 11-го класса: уже осенью пишутся заявления на участие в ЕГЭ. Определиться с предметами для сдачи надо до 1 февраля, после этого срока изменить уже ничего нельзя. Если выбор дисциплин сделан необдуманно, то экзамены, нужные для поступления в конкретный вуз, в текущем учебном году сдать не получится, что существенно уменьшает количество возможных вариантов обучения: документы можно подавать в пять организаций высшего образования на три разные программы.

Выбор предметов для сдачи ЕГЭ должен основываться на требованиях вуза к поступающим на конкретные специальности или направления. Уточнить всю необходимую информацию можно на сайтах университетов и институтов – все высшие учебные заведения страны обязаны до 1 октября выложить в Интернете правила приема в текущем учебном году и список дисциплин для поступления на каждую из программ.

Как выбрать вуз

Критерии выбора будущей альма-матер у всех свои. Одни предпочитают вуз, расположенный ближе всего к дому, другие нацелены на поступление в первый попавшийся институт с небольшим конкурсом на бюджетные места, третьи мечтают стать студентом конкретного флагмана академической науки, четвертым важно получить определенную профессию – и не имеет значения, название какого именно вуза будет записано в дипломе.

Первые три подхода не требуют особых раздумий, четвертый подразумевает серьезную аналитику, предшествующую принятию окончательного решения. «Собственное расследование» лучше всего проводить, учитывая несколько важных моментов.

Перспективы после выпуска

Их лучше всего оценивать, ответив для себя на вопрос «Что будет после окончания учебы?». Разобраться с этим поможет информация о трудоустройстве выпускников или о партнерах-работодателях, которую многие вузы публикуют у себя на сайтах. Сводный мониторинг по учебным заведениям проводит и Минобрнауки. В разделе «Организации» есть вкладка «Вузы», а в ней – «Динамика».

Мониторинг по учебным заведениям.Изучив его, можно с большой долей вероятности спрогнозировать шансы на собственное трудоустройство после окончания того или иного вуза.

Неплохим источником сведений для раздумий послужат рейтинги зарплат молодых специалистов, окончивших российские вузы. Например, айтишник с дипломом Астраханского или Тульского университета сможет претендовать в Москве на ставку в 74 тысячи, а с дипломом МФТИ – в 150 тысяч. Но зато и проходные баллы в, пожалуй, главный технический институт страны – на уровне 95, а в астраханский или тульский вуз на такую же, как и в столице, специальность можно поступить с 63 баллами, набранными за каждый из предметов ЕГЭ.

Возможность целевого приема

Она напрямую связана с перспективами трудоустройства. Целевое обучение подразумевает осознанный выбор абитуриентом не только сферы будущей трудовой деятельности или конкретной профессии, но и предприятия, на котором предстоит работать. Поступление в вуз по рекомендации компании предполагает заключение с ней договора, по которому студент обязуется хорошо учиться, а после завершения учебы как минимум три года отработать на предприятии, оплатившем его образование.

Если принять во внимание, что целевые направления могут выдавать только госкорпорации и организации, в уставном капитале которых есть средства федерального бюджета, то обязанность за приличное вознаграждение посвятить несколько лет жизни успеху и процветанию, к примеру, «Газпрома» или «Росатома», не покажется рабством на галерах. Кстати, крупные государственные предприятия предпочитают делать заказы на обучение своих будущих сотрудников лучшим вузам страны, таким как МГУ, медуниверситет имени Сеченова, «Бауманка», ВШЭ, Томский политех, РГУ Губкина, СПбГЭУ, МФТИ, РУДН, МАИ.

Инфографика о приемной кампании.

Инфографика РИА «Новости», данные приемной кампании.

Принимая решение взять целевое направление в вуз, надо иметь в виду, что госкорпорации делают заказы на подготовку кадров преимущественно по программам специалитета, то есть учеба будет длиться 5 лет. Но этот факт тоже можно рассматривать как плюс: диплом бакалавра, который получают после четырехлетнего обучения, не дает права занимать руководящие должности, к примеру, начальника отдела. Чтобы в дальнейшем продвинуться по карьерной лестнице, придется потратить еще два года на учебу в магистратуре, но перед этим – заново пережить поступление: сдавать экзамены и участвовать в отборочном конкурсе.

Проходные баллы

Оценить свои шансы на поступление помогут данные о средних проходных баллах в выбранный вуз. Большинство учебных заведений на своих сайтах в разделах под названиями вроде «Абитуриентам» информирует не только о правилах приема, но и об оценках за ЕГЭ, которых в прошлом году хватило, чтобы стать первокурсником.

Если нужная информация на сайте отсутствует, отыскать ее можно на сервисе Минобрнауки «Поступай правильно». Данные для его заполнения министерство берет из сводок, которые вузы обязаны присылать чиновникам по окончании каждой вступительной кампании, чтобы отчитаться о качестве образования.

В целом же, уровень проходных баллов стабилен и предсказуем: чтобы поступить в престижные столичные институты и университеты, надо сдать ЕГЭ в среднем на 80 баллов (для технических специальностей – на 70), а в региональные вузы берут с результатами 53–65.

Количество бюджетных мест

Сколько именно студентов будет учиться за счет государства в каждом университете или институте, решает Минобрнауки, исходя из федерального стандарта, по которому на каждые 10 000 населения в возрасте 17–30 лет в вузах должно выделяться 800 финансируемых из бюджета мест. Размер квоты для конкретного учебного заведения зависит от нескольких факторов, причем престижность вуза не на последнем месте в их списке.

В целом же, распределение бесплатных мест происходит по следующей схеме. Региональные центры занятости и крупные работодатели направляют в Министерство (теперь высшего образования) сводки с информацией о том, сколько и каких профессионалов им не хватает. Также мнением о том, на какие именно специальности надо принимать «бюджетных» абитуриентов, с Минобрнауки делятся ассоциации вузов. Окончательное распределение квот по направлениям подготовки делается после согласования с соответствующими министерствами (например, с Минэнерго или Минздравом) и учредителями ведущих учебных заведений, скажем, с Правительством РФ, которое по закону считается учредителем МГУ и СПбГУ.

Так что, если Минобрнауки заявляет, что стране сейчас не нужны новые юристы и экономисты, а вот за программистами, агрономами и инженерами выстраиваются очереди из работодателей, то эту информацию обязательно надо принять к сведению. Для абитуриента она означает, что шанс изучить в вузе за бюджетный счет программирование или сельскохозяйственные науки достаточно велик, а вот повальную тягу поступающих к знаниям по юриспруденции государство финансировать не намерено.

В своих заявлениях и действиях Минобрнауки довольно последовательно. Спрогнозировав дефицит на инженеров, ядерных энергетиков, ИТ-специалистов, педагогов, ракето-, самолето- и кораблестроителей, министерство уже несколько лет подряд сокращает количество бесплатных мест на экономических и юридических направлениях, перераспределяя квоты в пользу инженерных и педагогических специальностей.

Информацию о количестве мест, выделенных для приема на бесплатное обучение, все вузы обязаны опубликовать на своих сайтах до 1 июня.

Конкурс

Он напрямую зависит от количества бесплатных мест. Если их мало, а желающих поступить много, конкуренция будет серьезная. А вот однозначная связь между конкурсом и проходными баллами прослеживается далеко не всегда. Например, в этом году претендующих на одно бюджетное место в МГУ (в среднем по всем факультетам) было чуть больше 7, а в мединституте Белгородского университета – почти в два раза больше: 16. В это трудно поверить, но конкурс на направление «педиатрия» в БелГУ составил 111 человек (до опубликования рейтинга поступающих он был и вовсе 150).

Особенности проходного балла.

При этом средний проходной балл в МГУ – 86, а в мединститут БелГУ – 77. Скорее всего, дело в том, что чем выше усредненные результаты ЕГЭ поступающих, тем меньше желающих бороться за бюджетное место: ведь все знают, что в вузы-бренды документы подают только сильные абитуриенты, с которыми непросто конкурировать.

Кроме того, на конкурс большое влияние оказывают конъюнктурные колебания и тактические маневры претендентов на поступление. Бывает так, что абитуриенты видят, что на какую-нибудь из популярных специальностей подано слишком много заявлений, а на других профилях аншлага не наблюдается, а то и вовсе недобор. В результате в последний день приема документов все внимание желающих во что бы то ни стало поступить на бюджетное место переключается на специальности-«аутсайдеры» вступительной кампании – и конкурс резко меняется.

К тому же ориентироваться при выборе вуза только на данные о конкурсах не стоит хотя бы потому, что показатели в одном и том же учебном заведении могут сильно различаться в разные годы. Если в предыдущую вступительную кампанию кандидатов на бюджетные места в каком-либо институте было немного и эту информацию приняли к сведению выпускники, то может оказаться, что в текущем году желающих поступить в «легкодоступный» вуз будет на порядок больше.

Аккредитация

От ее наличия зависит, дипломы какого образца вуз выдает своим выпускникам – государственного или собственного. Еще один немаловажный момент: отсрочка от армии предоставляется только студентам аккредитованных программ. Проверить статус вуза можно по карте вузов Рособрнадзора или в реестре образовательных организаций на сайте федеральной службы.

Формы высшего образования

Одновременно с выбором профессии и учебного заведения следует подумать о форме получения высшего образования. Сегодня возможны несколько вариантов обучения в вузе.

  1. Традиционный – обучение в российском государственном вузе на дневном отделении. Это наиболее распространенный вариант, в комментариях не нуждающийся, пригодный для хорошо подготовленных абитуриентов, способных выдержать конкурс. Замечательно, если учебный процесс включает в себя возможность двух-, трехмесячного обучения в иностранном вузе. При более длительном сроке могут возникнуть проблемы с увязкой изученных за рубежом дисциплин с вузовским планом. Краткосрочные формы учебы за границей могут быть предложены университетом или подобраны самостоятельно. Если планируется длительное обучение, то нормативными актами предусмотрена возможность взять академический отпуск.
  2. Запасной – учеба в российском государственном вузе на вечернем отделении. К сожалению, очно-заочная форма обучения студентов в последнее время, по сути, превратилась в запасной вариант для абитуриентов, не прошедших по конкурсу на дневное отделение, хотя изначально она предназначалась для работающей молодежи.
  3. Вынужденный – платное обучение в российском государственном вузе. Предпочтительнее, когда «бюджетные» и «платные» студенты учатся в одних группах.
  4. Платный – обучение в российском негосударственном вузе. Договорному обучению в частном вузе многие предпочитают контрактную учебу в государственном. Обычно это связано с отсутствием «имени» и опыта работы у частных учебных заведений. Однако постепенно различия стираются, такие вузы набираются опыта (положительные примеры уже имеются), к тому же большая их часть уже получила госаккредитацию.
  5. Зарубежный – обучение за границей. В иностранных вузах есть специальности, отсутствующие отечественным, в европейских, азиатских или американских университетах можно почерпнуть много новых знаний, но и проблем, связанных с таким обучением, может оказаться немало.
  6. Совместный – обучение по специальным программам в российском вузе. В этом случае академический план предусматривает определенный период учебы за рубежом, а выпускники получают двойные дипломы.

Платное обучение

Большинство государственных вузов проводит прием студентов на обучение как на бюджетной, так и на платной основе – по договорам. У контрактной учебы есть несколько особенностей:

  1. Обучение может вестись на специальных факультетах (отделениях) с собственными правилами приема, учебными планами и т. п., либо в обычные студенческие группы добавляются договорники, и их учеба ничем не отличается от занятий бюджетников.
  2. Плата может вноситься сразу за весь срок обучения или разбиваться на части – за год, семестр. Сумма может быть фиксированной или вариативной – с возможностью корректировки (с точки зрения абитуриента и его родителей, целесообразнее закрепленная, исключающая повышение цен). Нередко при единовременной оплате сразу всего срока обучения вуз снижает полную стоимость на 30–40%.
  3. Договора могут заключаться как сразу при подаче документов, так и после окончания их приема, когда абитуриент не проходит по конкурсу на места бюджетного финансирования. В ряде вузов размер платы зависит от количества баллов, набранных на экзаменах. Некоторые университеты заключают договора до и после вступительных испытаний по разной цене.

Платный прием в вузы государственными нормативами детально не регламентирован, поэтому учебные заведения самостоятельно определяют его правила. В одном университете или институте возможно сочетание различных вариантов договорного поступления.

Правила приема и порядок зачисления в вуз

В общем виде правила приема в вузы регулируются 70-й и 71-й статьями закона об образовании и приказом Минобрнауки № 1147. Но все учебные заведения вправе устанавливать собственный порядок зачисления студентов. В целом в любом из университетов или институтов он не противоречит федеральным нормативным актам, в документе уточняются только моменты, касающиеся:

  • проходных баллов по каждому из предметов ЕГЭ (они могут быть выше установленных Минобрнауки);
  • дополнительных вступительных экзаменов;
  • особых прав льготных категорий абитуриентов;
  • состава портфолио;
  • порядка учета личных достижений;
  • заключения договоров о платном обучении.

В правилах приема в конкретный вуз могут быть какие-то специфические требования к подаваемым документам, например, необходимость представления нестандартной медицинской справки. Внимательно изучите льготы, предоставляемые победителям и участникам конкурсов и олимпиад, выпускникам подготовительных курсов и т. п. Абитуриентам, претендующим на особые права при поступлении, желательно заблаговременно показать соответствующие документы секретарю приемной комиссии или вузовскому юристу, так как довольно часты случаи неправильного оформления справок.

Военнослужащим перед демобилизацией необходимо взять характеристику-рекомендацию в своей войсковой части, обязательно поставив на нее печать. В тексте желательна формулировка «рекомендуется к поступлению в вуз». Наименование вуза в документе можно не указывать. Характеристика из воинской части срока годности не имеет.

Обязательно изучите порядок проведения конкурса в вузе: общий он или раздельный по узким профилям. Нечасто, но встречается схема поступления с распределением по специализациям на старших курсах. Некоторые учебные заведения, особенно имеющие программы нескольких родственных специальностей, практикуют общий конкурс, при котором возможны два варианта развития событий:

  1. Сначала зачисляются те, кто подал заявления на определенную специальность, а если остались свободные места, то на них переводятся кандидаты с других, близких профилей.
  2. Все поступающие ранжируются по набранным баллам, затем распределяются по своим специальностям. Если на некоторых профилях зачисленных абитуриентов больше, чем мест, то «лишние» переводятся туда, где остались вакансии.

Сроки приемной кампании в вузы

По сути, поступление в вуз начинается не летом, после выпускного бала, а в начале декабря текущего учебного года. В один из дней первой декады декабря (обычно дата назначается в период с 5-го до 20-е) все одиннадцатиклассники России пишут итоговое сочинение, результаты которого служат допуском к сдаче ЕГЭ.

Почти два месяца – с середины марта до начала мая – отводится под досрочный период ЕГЭ, основная масса выпускников сдает единый госэкзамен с 20–21 мая по 1–3 июня (расписание уточняется Минобрнауки ежегодно). Прием документов в вузы начинается не позже 20 июня и продолжается до:

  • 7 июля – для тех, кто поступает по дополнительным испытаниям творческого или профессионального характера;
  • 10 июля – для абитуриентов, поступающих по внутривузовским экзаменам;
  • 26 июля – для поступающих только по результатам ЕГЭ.

Зачисление начинается с публикации 27 июля списков поступающих. Затем:

  • 28–29 июля проходит внеконкурсное зачисление абитуриентов (олимпиадников, всех льготников) и приоритетное – и целевиков;
  • 29 июля публикуются списки рекомендованных к зачислению в первой волне;
  • 1–3 августа заполняются 80 % оставшихся бюджетных мест;
  • 6–8 августа во второй волне распределяются остальные 20 % бесплатных мест.

Если в вузе остались вакантные бюджетные места, то с 15 августа проводится дополнительный прием.

Поступление в вуз вовлекает в перипетии борьбы не только непосредственных ее участников, но и большой круг «болельщиков», обсуждающих вопросы конкурса, проходных баллов и т. п. В обстановке тревоги рождаются слухи, полученные из «самых достоверных» источников. Если возникли сомнения, случилось недоразумение, не волнуйтесь, обратитесь в приемную комиссию – официальные лица помогут разобраться и дадут необходимые консультации. Принимайте во внимание только информацию, полученную от членов приемной комиссии, а не от работников вуза, не имеющих к вступительной кампании никакого отношения, и тем более от случайных людей.

Доступность бюджетного высшего образования ежегодно поддерживается на уровне 55–57 %. В 2018 году школы выпустили 640 тысяч одиннадцатиклассников, из них 454 тысячи подавали документы на поступление в вузы. В общей сложности государство оплатило университетам, академиям и институтам обучение 549 тысяч студентов: 312 тысяч – на программах бакалавриата, 77 тысяч – специалитета, остальные 160 тысяч мест предназначены для бесплатного приема в магистратуру (129 тыс.), аспирантуру (15 тыс.), ординатуру (15,5 тыс.) и ассистентуру-стажировку (0,5 тыс.). То есть получить высшее образование за счет госбюджета из 454 тысяч выпускников смогут 389 тысяч. А это значит, что если ответственно подойти к поступлению в вуз, заранее определиться с направлением будущей подготовки и выбрать обучение приоритетной для государства специальности, для которой выделяется большое количество квот, то планы стать студентом бюджетного отделения университета или института обязательно реализуются.

Автор статьи:

Материал обновлен: 09.01.2024 г.

Отзывы и обсуждения