Кадровые агенства

Кадровые агенства

Как найти хорошую работу? Есть несколько старых проверенных способов. Первый, самый дешевый, – прочитать объявление о вакансиях и попытаться попасть на собеседование. Но это отнюдь не гарантирует, что вы не нарветесь на очередную пирамиду или не попадете на откровенное “кидалово”. Второй способ более надежный – сесть на телефон и с утра до вечера обзванивать всевозможные фирмы и фирмочки. Глядишь, через сотню-другую звонков и повезет... Третий способ еще эффективней: подключить к поиску как можно больше родственников, друзей, знакомых, друзей родствеников и знакомых друзей. Через них в конце концов удастся выйти на нужного человека и получить желанное местечко. Но если ни первый, ни второй, ни третий способ не принесли требуемого результата, следует обратиться к профессионалам – агентствам по трудоустройству и подбору кадров. И вам тогда никуда не деться от рекрутеров...

Это заморское слово появилось в русском языке в 1991 году, на самой заре рыночных отношений. Им стали называть людей, которые занимались подбором персонала для предприятий и фирм. В советские времена, когда действовала жесткая система трудоустройства, этой проблемы практически не существовало. Выпускники вузов и техникумов в обязательном порядке распределялись на заводы и в НИИ, а рабочих исправно поставляли многочисленные профтехучилища. С приходом рынка ситуация кардинально изменилась. Исчезла обязаловка, человек получил право самостоятельно распоряжаться своим временем и трудом, но не стало и всеобщей занятости, а значит, – гарантированного куска хлеба с маслом. Многие с удивлением обнаружили, что профессиональные знания и трудовые навыки – это тоже товар, и, оказывается, их нужно уметь продать. Большинство людей не было готово к этому,  прежде всего психологически.

Вот тогда на помощь бывшим инженерам и научным сотрудникам пришли кадровые агентства. Они брали на себя обязательство подобрать желающим работу с приемлемой зарплатой. Вначале таких фирм было немного, но уже в середине 1990-х все столбы и заборы в людных местах были обклеены объявлениями с предложениями по трудоустройству. К сожалению, большинство из них оказались липовыми: кадровые конторы или просто выкачивали деньги из доверчивых клиентов, или строили пирамиды по принципу пресловутого сетевого маркетинга. Сейчас ситуация на рынке труда совсем иная. Все существующие кадровые агентства можно условно разделить на две группы: агентства по трудоустройству и по подбору кадров (рекрутинговые).

Первые работают непосредственно с соискателями, занимаются, что называется, устройством “человека с улицы”. Для этого им необходима большая база данных. Они стремятся привлечь как можно больше клиентов, руководствуясь классическим принципом “число поболее, ценою подешевле”. Агентства обещают практически каждому найти приличную работу, некоторым даже гарантируют золотые горы на будущем месте трудовой деятельности. За свои услуги они берут деньги вперед (иногда, правда, по договору можно заплатить уже после трудоустройства – обычно половину первой зарплаты).

В большинстве случаев все, что делают такие агентства, – это вносят ищущего работу в свою базу данных и сообщают об имеющихся вакансиях. В случае неудачи в проигрыше, как правило, оказывается только клиент – он заплатил, но ничего взамен не получил: или предложенные места оказались не столь выгодными, или все должности давно уже были заняты. Деньги за невыполненную работу агентства не возвращают. Мол, вы оплатили сам процесс поиска, а не конечный результат. При таком способе трудоустройства клиент не может быть вполне уверен, действительно ли фирма искала реальные вакансии или просто предлагала все, что попадется под руку...

Во втором случае кадровые (рекрутинговые) агентства работают по заказу, и рискует только сам рекрутер. Допустим, предприятие или крупная фирма заказывает рекрутинговой компании подбор человека с определенными деловыми “параметрами”. Скажем, мебельному салону требуется менеджер по продажам. Это должен быть мужчина до 35 лет, имеющий высшее техническое образование и стаж работы в данной сфере не менее 5 лет. Само собой, приятный в общении и коммуникабельный. Рекрутинговая компания ищет такого кандидата, договаривается с ним и потом представляет заказчику. Соискатель должности ничем при этом не рискует – деньги за его “голову” платит мебельный салон. В случае отказа убытки несет рекрутинговое агентство: работа выполнена, силы и средства затрачены, причем немалые, а денег нет – заказчик платит только за конечный результат. Конечно, это создает определенные трудности в работе, но, вообще, “охота за головами” – это довольно рискованный бизнес.

Рекрутинговые агентства весьма активно ищут подходящего кандидата. Ведь чем быстрее будет выполнен заказ, – тем скорее они получат причитающийся гонорар. Обычно сотрудники-рекрутеры анализируют резюме, присылаемые в агентство по электронной почте, расспрашивают знакомых, смотрят различные базы данных. У каждого солидного рекрутингового агентства есть свой “золотой фонд”, в котором хранятся сведения о самых ценных, высококлассных специалистах. Рынок труда сейчас насыщен, и заказчику, как правило, требуется не просто человек с определенным опытом работы, но и с должным уровнем профессиональной подготовки и образованием. Просят, например, найти менеджера со вторым высшим (экономическим или финансовым) образованием, со знанием английского языка да еще со степенью МВА в придачу. Поэтому дипломы об образовании (особенно престижных российских и зарубежных вузов) весьма ценятся, как и свидетельства об окончании различных бизнес-курсов и психологических тренингов. Однако если вы думаете купить диплом, то в кадровые агенства лучше не обращаться. Велик шанс, что вас проверят.

Рекрутинговые агентства выполняют также роль и некого профессионального фильтра – отсеивают заведомо неподходящие кандидатуры. Для этого они устраивают нечто вроде профессионального тестирования для претендентов на ту или иную высокооплачиваемую должность. Перед тем, как продать свой товар, рекрутеры должны быть полностью уверены в его действительно высоком качестве. Рекрутинговые агентства обычно составляют резюме соискателей работы на русском и английском языках и рассылают их заинтересованным фирмам.

У российского рекрутинга есть своя, чисто отечественная специфика. Агентствам нередко приходится объяснять заказчику, что дешево хорошо не бывает. Если вы хотите получить отличного специалиста, нужно предложить ему выгодные условия работы и заплатить некую сумму. Только тогда можно рассчитывать на качественный товар – получить, к примеру, такого менеджера, который сумеет продать снег зимой даже эскимосам. В России пока действует другой менталитет – купить на грош пятаков да еще не заплатить агентству. Крупные фирмы часто устраивают тендеры между рекрутерами на право подбора персонала. Тогда сразу три, четыре или даже пять агентств работают в одном направлении. Они буквально рвут друг у друга из рук подходящего кандидата. И тут действуют рыночные отношения – кто первый нашел человека, тот его и представляет заказчику.

Солидные рекрутинговые агентства очень дорожат своей репутацией и исповедуют принцип “лучше меньше,  да лучше”. Они не берут заказы у кого попало, стараются работать по индивидуальным просьбам и только с солидными, проверенными фирмами, существующими на рынке уже не первый год. Хороший рекрутер всегда предлагает лучший товар – находит именно того человека, который максимально подходит под требования (подчас очень жесткие) заказчика. Только в этом случае есть гарантия, что обязательства сторон будут выполнены полностью и все останутся довольны. И работодатель, и соискатель, и само агентство.

На Западе давно поняли: хороший специалист – исключительно штучный товар. Не случайно топ-менеджер, возглавляющий крупную международную компанию, получает за свою деятельность сумму с шестью нулями. И он того стоит: талантливый руководитель обеспечит процветание и самой фирме, и ее сотрудникам, и ее партнерам.

Панравилось? Поделись:
Вернуться назад