Что такое МВА

Что такое МВА

Задача МВА – научить будущих руководителей эффективно управлять людьми, грамотно планировать организацию и развитие бизнеса. Ценность МВА — в системности, целостной стратегии, которой можно пользоваться всю жизнь.

Разработанные в США в шестидесятые годы программы МВА (Master of Business Administration) на сегодняшний день являются самым распространенным и признанным видом бизнес-образования в мире. Задача МВА – научить будущих руководителей эффективно управлять людьми, грамотно планировать организацию и развитие бизнеса. Ценность МВА — в системности, целостной стратегии, которой можно пользоваться всю жизнь.

В мире существуют две традиции МВА – американская и европейская. Американские программы, как правило, предполагают два года обучения, акцент в них делается на исследовательские работы в области национального бизнеса. Европейские программы рассчитаны на один год обучения, вплотную контактируют с реальным сектором экономики, ориентированы на европейский либо международный бизнес, состав их слушателей интернационален. При отборе будущих студентов решающее значение имеет опыт работы и достигнутые в этой сфере успехи.

Следует помнить, что получение степени MBA не приравнивается ко второму высшему образованию. Это лишь надстройка над базовым образованием. Выпускник программы МВА приобретает специфические навыки, которые могут быть применены в совершенно различных сферах бизнеса и производства. Степень МВА — это своеобразный управленческий стержень, который делает менеджера способным управлять любым типом предприятия.

Основной особенностью обучения по программам МВА является его четкая практическая направленность: до 2/3 всего учебного времени занимает разбор моделируемых или реальных ситуаций, в которые попадают разные фирмы. Этот метод обучения называется case study. “Кейс” — специально подготовленная сложная бизнес-ситуация, на основе разбора которой развиваются профессиональные навыки слушателей. Главная задача разбора “кейса” — сделать слушателя лицом, принимающим решения. Он должен проанализировать ситуацию, а затем на основе полученных знаний выработать план действий и найти способы практической реализации этого плана. Кроме case study методика преподавания обязательно включает лекции, семинары, компьютерное моделирование ситуаций из области бизнеса, проекты по заказам компаний, групповые занятия и т.д., хотя процентное соотношение этих компонентов может варьироваться по усмотрению каждой конкретной школы.

Программы МВА по форме обучения подразделяются на: Full-Time (аналог нашего дневного обучения; основное преимущество — прекрасный шанс наладить связи с соучениками для дальнейших деловых отношений; программы full-time предоставляют студентам возможность приобрести опыт работы во время стажировок); Part-Time (занятия по вечерам; недостаток — учеба может растянуться на несколько лет, в течение которых ваше желание получить MBA будет проверено работой и семьей, а также простой усталостью); Distance Learning (дистанционное обучение); Executive Program (предназначена для людей, занимающих руководящие должности и не имеющих возможности надолго оставить работу; занятия либо в вечерней форме, либо в виде нескольких коротких сессий продолжительностью до двух недель; в перерывах между сессиями слушатели общаются с преподавателями через Internet; курс обучения занимает полтора-два года).

Как правило, программа MBA состоит из нескольких курсов, а также исследовательской работы или проекта. Структуру программы можно представить в виде трех этапов: основные предметы (преподаются курсы, знание которых необходимо для понимания работы любой организации: экономика, финансы, бухгалтерское дело, маркетинг, численные методы, управление персоналом, управление производственным процессом, информационные системы и бизнес-стратегии); предметы по выбору (студент может сам выбрать предметы, которые ему интересны; это могут быть: стратегии маркетинга; ответственность сотрудников компании; лидерство; международные финансы; бизнес-этика; внутренний PR; нововведения; предпринимательство и др.); проект (исследовательская работа) (на этом этапе студент учится применять полученные знания).

Характер достижений, требуемых от студентов программ MBA, также существенно отличается от тех академических успехов, к которым стремятся в вузах. Вместо того чтобы учить решать сложные математические задачи или сочинять элегантную прозу, бизнес-школы ставят на первое место умение продираться сквозь огромные объемы текста, графиков и цифр, а также объединять информацию в модель или общую схему и затем представлять в легко читаемой, понятной форме. Для того чтобы моделировать деятельность современной корпорации, студенты MBA должны уметь работать в командах.

МВА в России

Впервые появившись в России в начале 1990-х, программы МВА почти 10 лет существовали на «нелегальном положении». К 1999 году Министерство образования в порядке эксперимента разрешило пятнадцати вузам ввести обучение по программе МВА. Наконец, в марте 2000 г. тогда еще российский премьер Владимир Путин разрешил присваивать профессиональные квалификации по программам обучения взрослых с высшим образованием, длящимся свыше 1000 часов. Диплом MBA официально называется “государственный диплом о дополнительном к высшему образовании с присвоением квалификации «Мастер делового администрирования»”.

После получения официального статуса МВА, в последующие 3 года слушателями программы стали более восьми тысяч россиян. По данным образовательного ресурса Begin.ru на 2003 год в России было уже 79 программ, которые предлагали около 35 высших учебных заведений.

Хотя российские бизнес-школы ориентированы на западные программы, наши дипломы в области бизнеса на Западе пока, к сожалению, не котируются,. Это связано, во-первых, с отсутствием грамотных преподавателей. Преподаватель бизнеса коренным образом отличается от обычного вузовского преподавателя. Он должен уметь работать со взрослой аудиторией, обладать достаточной степенью компетентности для того, чтобы отвечать на вопросы из мира бизнеса. Необходимо иметь опыт работы в консалтинге. Вторая причина — сохранившаяся система базового высшего образования: выросшие из его образовательных программ бизнес курсы составляют вполне достойную конкуренцию программам МВА.

При этом стоимость обучения по программам MBA и стоимость государственного образования сильно различаются. Цена на российский MBA в зависимости от бизнес-школы колеблется от $5 000 до $15 000. Тогда как год обучения в экономическом вузе, где также есть отделения менеджмента, финансов, маркетинга, стоит $$2 000—3 000. Да и работодатели отнюдь не всегда встречают выпускников бизнес-школ с распростертыми объятиями, хотя в последнее время наблюдается тенденция к росту интереса.

Тем не менее, мировая практика пока не знает форм обучения топ-менеджеров более качественных, чем МВА. Это означает, что, несмотря на всё вышесказанное, школы МВА в России будут развиваться. Проблемы, которые сегодня кажутся кому-то неразрешимыми, на самом деле — всего лишь болезнь роста. Более того, уже появляются программы, созданные российскими специалистами.

Все большее число руководителей крупных предприятий, осознавая, что к будущему необходимо тщательно готовиться, посылают своих сотрудников в российские бизнес школы. Это легко объяснить — такое обучение значительно дешевле западного, метод “case study” наполнен примерами из российской действительности, а работники не покидают пределов России. Вечерняя форма обучения (part-time) не предполагает отрыва менеджера от рабочего места, а дистанционная (она же заочная) идеально подойдет занятым или иногородним. Таким образом, число студентов российских школ МВА из года в год уверенно растет.

Панравилось? Поделись:
Вернуться назад