Типы занятий в дополнительном образовании

Содержание

Прежде чем приступить к анализу форм занятий в дополнительном образовании, следует сначала четко определиться, что конкретно дополнительное образование отличает от основного. Если процесс основного образования направлен на получение ребенком определенного комплекса знаний, то дополнительное призвано решать задачи воспитания и развития его личности. Кроме того, дополнительное обучение в меньшей степени формализовано – его рамки значительно шире. Этими различиями и продиктованы особенности форм.

В рассматриваемом процессе ребенок сам выбирает наиболее интересный для себя вид занятий. В то же время педагог-наставник не только предлагает учащемуся освоить определенный комплекс знаний и навыков, но и способствует более гармоничному формированию его личности.

Создавая на занятиях атмосферу творческого партнерства, педагог тем самым оказывает на детскую аудиторию серьезное личностное влияние. Это накладывает определенные требования – соответствовать той роли, которая на него возложена.

Каким критериям должно соответствовать дополнительное образование

В числе основных требований можно перечислить следующие:

  • Образовательный процесс должен иметь ярко выраженный развивающий характер и быть основан на выявлении природных способностей и интересов ребенка;
  • Обладать разнообразием форм и типов;
  • Опираться на существующие сертифицированные программы образования;
  • Использовать развивающие методики в работе с детьми;
  • Принимать во внимание потребности общества;
  • Учитывать региональные и национальные традиции.

Необходимо отметить, что для педагога, работающего в области дополнительного образования, недостаточно владеть знанием предмета – он должен также обладать практическими навыками в педагогике психологии.

Какие существуют формы занятийУченики на экскурсии в музее

Учебное занятие, в течение которого дети занимаются с педагогом предметной деятельностью, может иметь различные формы – традиционные привычные и нетрадиционные.

Среди традиционных форм можно отметить:

  • Лекции – изложение преподавателем предметной информации;
  • Семинары и коллоквиумы – заранее подготовленные сообщения и выступления в группе и их обсуждение;
  • Дискуссии – постановка спорных вопросов, отработка умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения;
  • Конференции – совещания для обсуждения различных тем и выработки решений;
  • Экскурсии, научные экспедиции – поездки с ознакомительными и информационными задачами;
  • Туристические походы – выработка спортивных и познавательных навыков, а также оздоровление;
  • Обучающие игры – моделирование различных жизненных обстоятельств с обучающей целью.

К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести такие:

  • Презентация – публичное представление определенной темы или предмета;
  • Защита проекта – обоснование и представление проделанной работы;
  • Круглый стол – неформальное обсуждение выбранной тематики;
  • Мозговая атака – решение нестандартных задач в коллективе;
  • Ролевые игры – предложение ребенку стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации.

Надо сказать, что здесь может быть множество интересных вариантов – все зависит от фантазии и таланта преподавателя. Здесь может быть, например, и День добрых дел, интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» и т. д. Перед педагогом стоит непростая задача выбора самой уместной и эффективной формы проведения учебного занятия в зависимости от сложности преподносимого материала, возраста детской аудитории и уровня ее подготовки.

Какие существуют типы занятийРолевая игра - форма занятий в дополнительном образовании

Типы занятий в дополнительном образовании, которые существуют в настоящее время:

  • Комбинированные – изложение материала, проверка домашнего задания и пройденного материала, закрепление полученных знаний;
  • Подача нового материала;
  • Повторение и усвоение пройденного материала – контрольные и проверочные работы, анализ полученных результатов;
  • Закрепление знаний, умений и навыков – постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;
  • Применение полученных знаний и навыков – прикладная работа ребенка, использующего на практике приобретенных знаний.

В педагогической деятельности преподаватель должен умело применять психологические методики, которые помогут ему ориентироваться в потребностях, желаниях и интересах детского коллектива. Для этого педагог может использовать анкетирование, психологические тесты, учебное моделирование различных жизненных ситуаций, деловые и ролевые игры.

План-конспект занятия

Составление плана-конспекта занятия является обязательным требованием. Без тщательной разработки процесса обучения нельзя достичь желаемого результата. В плане-конспекте педагог должен отразить следующие важные моменты:

  • Цели и задачи занятия;
  • Методы и приемы работы с детьми;
  • Задания, вопросы, наглядные пособия, которые будут использованы;
  • Структура занятия;
  • Список необходимой литературы, дополнительные обучающие материалы;
  • Ожидаемые трудности и способы их преодоления;
  • Проверка эффективности занятия и анализ его результатов.

Понравилось? Поделись: