Профессия — менеджер

Кто такой менеджер? Специалист, осуществляющий управление предприятием, фирмой или отдельными отраслями производства. Ведение коммерческих переговоров, организация внешнеторговых операций и руководство корпорацией — основные задачи менеджера. Такие специалисты всегда востребованы на рынке труда. Работа менеджера очень напряженная и ответственная, с повышенными нервными нагрузками и ненормированным рабочим днем. Какими профессионально-важными качествами должен обладать менеджер? В первую очередь это коммуникабельность, смелость в принятии решений, готовность к разумному риску, способность творчески решать поставленные задачи. Менеджеру также необходима высокая эмоциональная устойчивость, аналитический склад ума, способность критически оценить свою деятельность и стремление к постоянному совершенствованию.

В связи с широким разнообразием задач менеджеры специализируются по определенным направлениям. Вот лишь некоторые из них.

Top-менеджер является одним из руководящих лиц на фирме или предприятии. Под его контролем находятся все отрасли производства, отделы и филиалы организации. Тор-менеджер осуществляет управление деятельности фирмы или предприятия, разрабатывает внешнеторговые операции, проводит коммерческие переговоры.

Менеджер по персоналу отвечает за подбор на определенные должности специалистов, соответствующих требованиям фирмы. В его обязанности входит проведение собеседований с применением психологического тестирования, изучение рынка труда, разработка должностных инструкций и организация обучения персонала.

Офис-менеджер отвечает за наличие необходимого оборудования и рабочего материала на фирме или в предприятии. В том числе следит за офисной техникой. Так, если у Вас в компании есть лазарник от xerox, то офис-менеджер отвечает за его обслуживание и эксплуатацию.

Менеджер по рекламе организует рекламную деятельность предприятия, осуществляет взаимодействие с рекламными агентствами и принимает решения по дизайну рекламы.

Менеджер по туризму ищет клиентов, помогает им оформить визы в посольстве, заключает контракты с авиакомпаниями, гостиницами, добивается льготных условий для определенных лиц, улаживает непредвиденные критические ситуации и ведет деловую переписку.

Brand-менеджер разрабатывает логотипы фирмы или предприятия, отвечает за рекламную кампанию организации и старается повысить ее конкурентоспособность.

PR-менеджер — это специалист, которой отвечает за продвижение и рекламу фирмы или предприятия. На эту должность очень трудно устроиться. К тому же, кроме хороших знаний основ PR-менеджмента, нужно обладать такими качествами, как коммуникабельность, доброжелательность и умение творчески подходить к решению проблемы.

Как получить профессию менеджера?

Первый вариант — окончить факультет менеджмента в высшем учебном заведении. Этой профессии обучают сейчас во многих вузах, т.к. она очень востребована на рынке труда. Диплом менеджера можно получить (при поступлении и успешной учебе) и в МГУ, и в МГИМО, и в гуманитарных институтах и сельскохозяйственных академиях. Выбирая вуз, ориентируйтесь на его направленность. Определите, хотите вы заниматься электронными технологиями или, например, вопросами культуры. Помните, что на оборонных предприятиях отдается предпочтение менеджерам — выпускникам технических университетов, а на телевидении, в театрах или в выставочных центрах — гуманитарных.

Второй вариант — переквалифицироваться. Как вы уже, наверное, поняли, на факультет менеджмента в любом вузе обычно довольно большой конкурс. Чтобы его обойти, но все-таки получить желаемую профессию, можно поступить на любой другой факультет и параллельно учебе в вузе заниматься на платных курсах по подготовке менеджеров. Работодатели обязательно оценят менеджеров, которые владеют и другой профессией.

Третий вариант — получить опыт работы. Допустим, вы уже поступили в вуз и учитесь на первом курсе филологического, географического, исторического или какого-либо другого факультета. Где и как искать работу — непонятно, а как “пробиться” на желаемую должность — тем более. Студентов-очников не принимает на работу по специальности ни одна фирма, так как они не могут посвящать работе все восемь часов в день. Что делать? Приходится начинать с малого. Например, работать промоутером, распространителем листовок, официантом или курьером, а если повезет — ассистентом менеджера. После того, как вы успешно поработаете на фирме промоутером, вам могут предложить повышение до должности маркетолога. А официанты часто становятся администраторами или менеджерами по персоналу. Начав работать с самого первого года учебы в институте, к получению диплома о высшем образовании вы будете иметь трудовую книжку с приличным послужным списком. Это и свидетельствует о вашей целеустремленности и опыте работы — основным требованиям работодателей.

Вступительные испытания на факультете менеджмента во всех вузах разные. Их набор зависит от профиля вуза: гуманитарного, технического или естественнонаучного. Желающим учиться на менеджера по культуре и на менеджера-консультанта по электронным технологиям приходится проходить через совершенно разные вступительные испытания.

Во многих гуманитарных вузах профилирующим экзаменом на факультет менеджмента считается сочинение. Если вы собираетесь туда поступать, приложите усилия к изучению русского языка, литературы, культуры речи и стилистики.

В большинстве технических вузов профилирующим экзаменом является математика (которую, между прочим, приходится сдавать и абитуриентам-“менеджерам” гуманитарных университетов). Так что работайте над формулами и теоремами.

Вузы также не обходят стороной обществознание. Ведь будущие менеджеры должны владеть базовыми знаниями экономики, социологии, политологии, права и психологии.

Во многих вузах будущим менеджерам придется сдавать экзамен по иностранному языку: английскому, французскому, немецкому или испанскому.

В зависимости от профиля вуза, абитуриентам на факультет менеджмента иногда приходится сдавать историю, географию, физику, химию, биологию или другие учебные предметы.

Таким образом, из вышесказанного можно заключить: чем раньше вы определитесь, менеджером в какой области вы хотите работать, тем больше времени у вас будет на то, чтобы подготовиться к успешной сдаче экзаменов.

Выбирая вуз, вы, наверное, изучаете учебный план. Обратите внимание на те предметы, которые необходимо хорошо знать менеджеру, чтобы пройти собеседование в солидной фирме и сделать успешную карьеру. Вам понадобится хорошая подготовка в области экономики, права, управления, маркетинга, социологии, социальной психологии, психологии труда и, возможно, иностранного языка. Нередко на собеседовании работодатели экзаменуют по этим дисциплинам претендентов на должность менеджера. Кроме того, вам будет необходимо знание трудового законодательства, закономерностей ценообразования, налогообложения и рекламы, организации производства. Менеджеры должны владеть профессиональной этикой, включающей в себя умение общаться с людьми, основами ПК, проводить деловые переговоры, заключать контракты, вести служебную документацию, деловую переписку и телефонные переговоры.

Если вы решили, что эта профессия вам подходит, смело готовьтесь к поступлению на факультет менеджмента!